Решение по делу №2-206/2011 по иску прокурора к администрации Ленинского муниципального района, отделу образования администрации Ленинского муниципального района о возложении обязанности произвести капитальный ремонт в помещении спортивного зала школы



Дело № 2-206/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ЕАО, с. Ленинское                                                                          14 декабря 2011 года

Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Кочева С.Н.,

с участием старшего помощника прокурора района Молчановой Г.А.,

представителя ответчика Администрации района Стешиной А.М,

представителя ответчика Отдела образования администрации района Кофтун С.А.,

представителя третьего лица МКОУ «ООШ <адрес>» ФИО3,

при секретаре Димовой Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, отделу образования администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о возложении обязанности произвести капитальный ремонт в помещении спортивного зала Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа <адрес>»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района ЕАО в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, отделу образования администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о возложении обязанности произвести капитальный ремонт в помещении спортивного зала муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа <адрес>». Требования мотивированы тем, что в сентябре 2011 года прокуратурой района проведена проверка данного общеобразовательного учреждения, расположенного в <адрес>, в ходе которой выявлено, что в учреждении необходим капитальный ремонт спортивного зала. Уроки физкультуры проходят в осенне-весенний период на улице, а в зимний период в коридорах школы. На 01.09.2011, проектно-сметная документация на капитальный ремонт спортивного зала общеобразовательного учреждения не разработана. Не принимая меры по проведению капитального ремонта помещения спортивного зала в здании школы, администрация муниципального района и отдел образования администрации района тем самым бездействуют в решении данного вопроса, чем нарушается право учащихся на получение гарантированного, общедоступного основного общего образования. Прокурор просил суд признать бездействие ответчиков незаконным, и обязать их произвести капитальный ремонт в помещении спортивного зала МОУ «ООШ <адрес>» до 01.09.2012.

23.09.2011 определением суда к участию в деле, в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечено Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа <адрес>».

18.11.2011 прокурором, участвующим в деле в письменном виде были представлены суду изменения исковых требований в отношении ответчика отдела образования администрации Ленинского муниципального района ЕАО. Прокурор просил суд, обязать ответчика обратиться к главе администрации муниципального района с предложением о решении проблемы программными методами с приложением типового макета программы по ремонту спортивного зала в общеобразовательном учреждении.

14.12.2011 определением суда уточнено наименование третьего лица, постановлено считать его муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Основная общеобразовательная школа <адрес>».

В судебном заседании старший помощник прокурора района Молчанова Г.А. исковые требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что непроведением капитального ремонта в школе нарушается право учащихся на получение качественного образования. Просила суд обязать отдел образования администрации района, обратиться к главе администрации района с предложением о решении проблемы программными методами с приложением типового макета программы по ремонту спортивного зала в общеобразовательном учреждении в срок до 01.07.2012. Администрацию муниципального района обязать провести капитальный ремонт в общеобразовательном учреждении в срок до 01.09.2012.

Представитель ответчика администрации Ленинского муниципального района ЕАО Стешина А.М. исковые требования признала частично, пояснила, что права учащихся школы нарушаются тем, что занятия в спортивном зале не проводятся, и ремонт спортзала нужно проводить. Однако, проблема ремонта в школе стоит не только по спортивному залу, необходимо проводить реконструкцию всего здания, в связи с чем мероприятие будет затратным. Отдел образования действительно обращался в администрацию района, по выделению <данные изъяты> рублей на изготовление проектно-сметной документации и капитальный ремонт спортивного зала школы в <адрес>. Однако, сумма указана приблизительная, абстрактная, без конкретного обоснования и пойдет не на ремонт, а на подготовку документации. Чтобы получить финансирование на указанные цели, отделом образования должен быть проведен ряд мероприятий. Должна быть проведена строительная экспертиза по зданию, проводит ее специализированная организация, составляется техническое задание, в соответствии со всеми строительными нормами. После чего, объявляется конкурс или аукцион на составление проектно-сметной документации. Выигравшей его подрядной организацией, определяются сроки составления этой документации. Только после составления проектно-сметной документации составляется типовой макет программы, и отдел образования обращается к главе района с предложением о производстве работ, которое им рассматривается и направляется в Совет по вопросам экономики, промышленной политике и предпринимательству для заслушивания. Затем проект программы направляется в Собрание депутатов муниципального образования для его утверждения. Все это делается в рамках федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и бюджетного кодекса. Отдел образования, как структурное подразделение администрации района должны быть активнее в решении проблемы. Учитывая, что бюджет района на следующий год формируется в октябре месяце текущего года, указанную подготовительную работу отдел образования реально сможет провести не ранее к 01 октября 2013 года, поскольку на настоящее время бюджет уже сверстан, и дополнительного какого - либо вливания в финансирование не будет.

Представитель ответчика отдела образования администрации Ленинского муниципального района ЕАО Кофтун С.А. исковые требования признал, пояснил, что отделом образования был разработан бюджет на 2011 год, в который была включена смета на ремонт спортзала в сумме <данные изъяты> рублей. Программа эта не была утверждена. С типовым макетом программы по ремонту спортзала отдел образования к главе района не обращался. Сумма указана на ремонт спортзала начальная, если потребуется еще, отдел образования снова обратится. Работа предстоит большая, при дефиците бюджета на решение вопроса потребуется не менее года, лучше до 01.10.2013.

Представитель третьего лица ФИО3 (директор МКОУ «ООШ <адрес>») не возражала по заявленным исковым требованиям, пояснила, что спортивный зал школы большой, хороший, и не используется. Занятия в нем не ведутся. В результате подмыва фундамента на стенах образовались глубокие трещины, от потолка до пола. Там действительно нужен четкий план действий. В проект ремонта спортзала она внесла сумму в <данные изъяты>, заявку в отдел образования подавала. Сроки, указанные прокурором короткие, но и срок, что предлагает администрация, обращение с программой только до 2013 года, а потом еще ремонт года три - это слишком долго.

Выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Свидетель ФИО9(начальник финансового отдела администрации района) пояснила, что расходная часть бюджета зависит от того, как спланирована его доходная часть. Заработная плата, коммунальные услуги это защищенные статьи расходов. На сегодня у района не исполнена доходная часть порядка, <данные изъяты> рублей, отсюда складывается задолженность по налогам. Отделу образования требуется более «данные изъяты» рублей на все их нужды, но больше выделить им не в состоянии. Перераспределять средства на реконструкцию школы не с чего. Капитальный ремонт спортзала до 01 сентября 2012 года провести нереально. Бюджет уже сформирован, рассчитывать на переход остатков не приходится, т.к. необходимо закрыть задолженность по налогам. К своду расходов бюджета отделом образования должна быть приложена расшифровка. У них программа не утверждена, не было сметного расчета, не приложены обоснования к запрашиваемой сумме, соответственно не было и оснований выделять им денежные средства.

В соответствии с пп.11 п.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 следует, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.

Подпунктами 1,4 пункта 1 ст.31 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Пунктами 1.4., 1.5. Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа <адрес>» установлено, что учреждение является правопреемником муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа <адрес>»; учредителем учреждения является муниципальное образование «Ленинский муниципальный район» ЕАО в лице администрации Ленинского муниципального района ЕАО. Пунктом 6.2 Устава установлено, что к компетенции учредителя относится, в том числе утверждение годовой сметы доходов и расходов учреждения; оказание помощи в решении вопросов содержания и развития материально-технической базы; решение иных вопросов, отнесенных законодательством РФ и настоящим Уставом к компетенции учредителя. Пунктом 7.1. Устава отражено, что комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района ЕАО закрепляет за учреждением здания, оборудование, другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения на праве оперативного управления.

Исследованными материалами дела (сообщением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района №771 от 17.11.2011 года; Договором о закреплении за муниципальным учреждением муниципального имущества на праве оперативного управления № 9 от 03.08.2009; актом приема - передачи имущества в оперативное управление муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа <адрес>»; Свидетельством о государственной регистрации права от 21.02.2011) установлено, что здание, расположенное по адресу: ЕАО, <адрес> числится в реестре имущества муниципальной собственности муниципального образования «Ленинский муниципальный район» и закреплено за МОУ «ООШ <адрес>» на праве оперативного управления.

Согласно ст.120 Гражданского кодекса РФ учреждение финансируется собственником полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Учитывая, что у образовательного учреждения отсутствуют денежные средства на проведение капитального ремонта спортивного зада, ответственность за проведение работ возлагается на муниципальное образование Ленинский муниципальный район в лице его органов управления.

Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Пунктом 1 ст.179 кодекса установлено, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Из заключения акта обследования школы <адрес>, проведенного на основании постановления главы администрации муниципального района № 94 от 26.02.2009 (в комиссии принимала участие начальник отдела образования администрации района ФИО7) следует, что в школе кроме прочих мероприятий необходим капитальный ремонт фундамента и наружной стены спортзала. Эксплуатация спортзала в данном состоянии не допустима. Необходимо выполнить проектно-сметную документацию на все указанные виды работ.

Из протокола заседания Совета по вопросам экономики, промышленной политике и предпринимательству №1 от 02.02.2010 следует - отделу образования, разработчику муниципальной ведомственной целевой программы «Совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений муниципального образования «Ленинский муниципальный район» на 2010-2015 годы, рекомендовано направить главе администрации района предложения о решении проблемы программными методами с приложением типового макета Программы.

Постановлением главы администрации муниципального района № 6 от 19.01.2009 утверждено Положение «О порядке принятия решений о разработке, формировании, реализации долгосрочных целевых программ в Ленинском муниципальном районе». Пунктом 2 постановления установлено, что структурным подразделениям администрации муниципального района в процессе разработки проектов долгосрочных целевых программ руководствоваться настоящим Положением. Согласно пункту 2.3. Положения предложения о решении проблемы программными методами с приложением типового макета Программы инициаторы направляют главе администрации муниципального района.

Из Положения об отделе образования администрации Ленинского муниципального района ЕАО утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО от 22.02.2008 № 25 следует, что одной из задач отдела образования является обеспечение эффективного функционирования и развития системы образования в районе. В функции отдела образования, в том числе входит совместное участие с финансовым отделом администрации муниципального района в разработке проекта бюджета, утверждение сметы расходов в разрезе подведомственного учреждения, ведение бухгалтерского учета по бюджету и внебюджетной деятельности; разработка и представление в администрацию муниципального района проектов (программ) развития сети подведомственных учреждений образования с учетом социально-экономических, культурных, демографических и других особенностей развития муниципального района, несение ответственности за их реализацию (пп. 1, 17 п. 3.1.).

Из свода расходов бюджета на 2011 год по отделу образования отражено, что на ремонт спортивного зала МОУ («ООШ <адрес>) бюджетополучателем указана сумма в <данные изъяты> рублей.

Приведенными доказательствами установлено, что помещению спортивного зала МКОУ «ООШ <адрес>» требуется капитальный ремонт, необходимость в его проведении установлена в 2009 году. Занятия учащихся детей школы проводятся по физической культуре вне помещения спортивного зала, в коридорах, на улице, чем нарушаются их права на получение гарантированного, доступного образования, права на охрану здоровья. Собственником здания, в котором расположено общеобразовательное учреждение, является муниципальное образование Ленинский муниципальный район ЕАО. Меры к проведению капитального ремонта в спортивном зале школы собственником здания не принимаются. Доводы представителя ответчика администрации района о том, что мероприятие будет затратным, т.к. требуется проводить ремонт не только спортивного зала, а всей школы, суд считает несостоятельными, поскольку требования в иске прокурором района заявлены только в проведении ремонта спортивного зала, а не всей школы. Соответственно требования по ремонту здания всей школы не являются предметом рассмотрения настоящего дела. Доводы о том, что отдел образования обращался на выделение средств без обоснования суммы и бюджет района на следующий год уже сформирован, в связи с чем проведение ремонта невозможно, суд считает несостоятельными. Данные обстоятельства не препятствуют проведению начальных мер, направленных на подготовку к проведению ремонта спортивного зала в учреждении. При этом суд отмечает, что представителем ответчика администрации района в процессе было подтверждено, что запрашиваемая отделом образования в 2010 году сумма в <данные изъяты> рублей, будет направлена именно не на сам ремонт, а только на изготовление проектно-сметной документации. По делу действительно установлено, что отделом образования не приняты надлежащим образом меры по решению проблемы программными методами с приложением типового макета Программы по ремонту помещения спортивного зала МКОУ «Основная общеобразовательная школа <адрес>». Однако, по мнению суда в непроведении капительного ремонта в помещении спортивного зала Учреждения бездействует и администрация Ленинского муниципального района ЕАО, структурным подразделением которой является Отдел образования администрации района. Администрацией района не взяты на контроль проведение Отделом образования необходимых мероприятий, направленных на подготовку ремонта помещения спортивного зала. Нерешение данного вопроса длится с 2009 года, и в перспективе представителем ответчика администрации района предлагается его перенос на конец 2013 года в части подготовки только проектно - сметной документации по ремонту.

Учитывая предстоящий значительный объем работ по ремонту помещения спортивного зала школы, процедуру подготовки проектно-сметной документации, суд считает сроки предложенные прокурором для устранения нарушений слишком короткими, и невыполнимыми, сроки же о которых просят представители ответчиков затяжными. В связи с этим, суд считает обязать отдел образования обратиться к главе администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области с предложением о решении проблемы программными методами с приложением типового макета Программы по ремонту помещения спортивного зала Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа <адрес>» в срок до 01 октября 2012 года, администрацию района обязать провести ремонт спортивного зала в срок до 01 сентября 2013 года. Данные сроки суд считает достаточными для исполнения указанных выше требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, отдела образования администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области в непроведении капитального ремонта в помещении спортивного зала муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа <адрес>».

Обязать отдел образования администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области обратиться к главе администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области с предложением о решении проблемы программными методами с приложением типового макета Программы по ремонту помещения спортивного зала Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа <адрес>» в срок до 01 октября 2012 года.

Обязать администрацию Ленинского муниципального района Еврейской автономной области провести капитальный ремонт помещения спортивного зала Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа <адрес>» в срок до 01 сентября 2013 года.

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам суда Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                          Кочев С.Н.

<данные изъяты>

<данные изъяты>