Решение по делу №2-217/2011 по иску Демченко С.Ф., Зиновьевой А.В., Мартыновой Н.В., Тюриной М.С. к ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений», … о взыскании денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы



Дело № 2-209/2011

соединено с делами № 2-216/11,

№2-217/11, №2-218/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ЕАО, с. Ленинское                                                                          22 декабря 2011 года

Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Кочева С.Н.

с участием истцов Демченко С.Ф., Зиновьевой А.В., Мартыновой Н.В., Тюриной М.С.,

при секретаре Димовой Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демченко Семена Федоровича, Зиновьевой Анастасии Владимировны, Мартыновой Натальи Владимировны, Тюриной Марии Сергеевны к Федеральному государственному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Еврейской автономной области» о взыскании денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,

установил:

Зиновьева А.В., Тюрина М.С. обратились в суд с исками к Федеральному государственному учреждению «Ленинская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании заработной платы и денежной компенсации за задержку выплат. С аналогичными исками в суд обратились Демченко С.Ф., Мартынова Н.В., непосредственно к начальнику указанного учреждения. При этом, Демченко С.Ф. указал, что работал в данном учреждении с 01.12.2006 в должности механика автогаража; Зиновьева А.В. с 31.03.2008 в должности диспетчера автогаража; Мартынова Н.В. с 26.08.2002 в должности начальника материального склада; Тюрина М.С. с 29.03.2010 в должности заведующей делопроизводством. 31 августа 2011 года все были уволены с работы по п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ по сокращению штатов работников организации, в связи с ее реорганизацией. В день увольнения расчет с ними не был произведен. В связи с чем, истцы просили взыскать с ответчика заработную плату и денежную компенсацию за задержку выплат.

В предварительных судебных заседаниях судом было уточнено наименование ответчика по делам по искам Демченко С.Ф., Мартыновой Н.В., вместо начальника ФГУ «Ленинская КЭЧ» Министерства обороны РФ постановлено считать ответчиком данное учреждение (л.д.27-28, 103-104).

12.10.2011 определениями суда по искам Демченко С.Ф., Зиновьевой А.В., Мартыновой Н.В., Тюриной М.С. произведена замена ответчика Федеральное государственное учреждение «Ленинская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации на правопреемника Федеральное государственное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и дела объединены в одно производство с присвоением делу № 2-209/2011 (л.д. 29, 31, 70, 105, 148).

В дальнейшем истица Зиновьева А.В. в судебном заседании увеличила свои исковые требования, просила суд взыскать в ее пользу и компенсацию морального вреда в связи с задержкой выплаты заработной платы (л.д. 197).

08.11.2011 определением суда к участию в деле привлечено в качестве соответчика Федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по ЕАО».

30.11.2011 определением суда по делу по иску Демченко С.Ф., Зиновьевой А.В., Мартыновой Н.В., Тюриной М.С. в части взыскания заработной платы производство прекращено в связи с ее выплатой и отказом последних от требований в этой части.

22.12.2011 определением суда уточнено наименование одного из ответчиков, постановлено - Федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по ЕАО» считать - Федеральное казенное учреждение «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Еврейской автономной области».

В судебном заседании Демченко С.Ф. исковые требования поддержал и пояснил, что с 01.12.2006 работал механиком автогаража в Ленинской КЭЧ. 31.08.2011 года у него был последний рабочий день. Вечером ему выдали трудовую книжку, по заработной плате в бухгалтерии сказали, денег нет, и когда будут, неизвестно. Деньги в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки поступили ему на банковскую карточку только 10.10.2011. В связи с этим, просит взыскать денежную компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

Истица Зиновьева А.В., исковые требования поддержала и пояснила, что работала в Ленинской КЭЧ с 31 марта 2008 года. 31 августа 2011 года была уволена по сокращению штатов, получила трудовую книжку, расчет с ней не произвели. 10.10.2011 деньги ей также были перечислены на банковскую карту, всю сумму, что были должны. Настаивает на взыскании денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек и компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей. Моральный вред причинен тем, что не смогла вовремя собрать ребенка в школу. Пришлось приобретать все в долг, что неприятно. Вовремя не смогла купить дрова, уголь, произвести оплату за ребенка в детский сад, которую нужно производить до 10 числа каждого месяца. Пришлось также занимать деньги. Переживала, узнавала, звонила, когда будет зарплата, обращались в прокуратуру. В трудовой книжке записано, что уволена 29 августа, но это ошибка. Последний рабочий день у нее был 31 августа, отработала до 17 часов. С сожителем у нее брак не зарегистрирован, он работает, но и он выплачивал на тот момент два кредита.

Истица Мартынова Н.В. исковые требования поддержала и пояснила, что работать в Ленинской КЭЧ начала в 2002 году кладовщиком. В 2005 году была переведена начальником материального склада. Работала до 31 августа 2011 года, когда и была уволена. Ей вручили трудовую книжку, расчет не произвели. Обращалась в бухгалтерию, там пояснили, что выплаты будут через отдел финансового обеспечения в Биробиджане, что деньги будут в первых числах сентября, впоследствии говорили, денег не ждите. Была без отпуска, пришлось сразу устраиваться на работу. 10 октября на карточку ей перечислили всю сумму. Настаивает на выплате денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Истица Тюрина М.С. исковые требования поддержала и пояснила, что работала в Ленинской КЭЧ с 29 марта 2010 года по 31 августа 2011 года заведующей делопроизводством. 31 августа ей выдали трудовую книжку, расчет не дали. Главный бухгалтер сказала денежных средств нет, не ждите. Заработную плату ей перечислили 10 октября 2011 года в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, с этой суммой она согласна. Требования у нее остались только по выплате денежной компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, на взыскании которых настаивает.

В судебное заседание ответчики Федеральное государственное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России) и Федеральное казенное учреждение «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Еврейской автономной области» (далее ФКУ «ОФО МО РФ по Еврейской автономной области») не явились. О слушании дела уведомлялись надлежащим образом. Причины неявки ФГУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России неизвестны, в отзывах от 31.10.2011 последние просили исковые требования истцов к ним оставить без удовлетворения, поскольку выплаты заработной платы и иных социальных выплат производит учреждение соответчика, являющегося распорядителем бюджетных средств в ЕАО (л.д. 159 - 166). Согласно телефонограмме от 22.12.2011 ФКУ «ОФО МО РФ по Еврейской автономной области» просили рассмотреть дело без их участия.

Неявка ответчиков не является препятствием к рассмотрению дела по существу.

Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Статьей 22 ТК РФ установлено, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В силу ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

Пояснениями истцов, материалами дела (трудовыми книжками, трудовыми договорами, приказами об увольнении, справками - расчетами, расшифровкой начисления заработной платы) установлено, что после увольнения 31 августа 2011 года по сокращению штатов работников организации заработная плата за август текущего года, выходное пособие, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, единовременное вознаграждение по итогам года истцам были не выплачены. Задолженность составила - перед Демченко С.Ф. <данные изъяты> рублей; Зиновьевой А.В. <данные изъяты> рублей; Мартыновой Н.В. <данные изъяты> рублей; Тюриной М.С. <данные изъяты> рублей. Данная задолженность ни истцами, ни ответчиками (которым при подготовке направлялись копии исковых заявлений с приложением) не оспаривалась. В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что указанная задолженность заработной платы истцам выплачена, путем перечисления им денежных средств на банковские карты 10 октября 2011 года. Поступление денег на банковские карты 10 октября нашло подтверждение пояснениями истцов, чеками, выпиской о 10 последних операциях - Зиновьевой А.В., Тюриной М.С. (л.д. 58, 210).       

Из пояснений истцов, материалов дела (приказов об увольнении, трудовых книжек) следует, что последним рабочим днем истцов являлось 31 августа 2011 года, следовательно, проценты (денежная компенсация) подлежащие к выплате за задержку выплаты заработной платы следует исчислять со следующего дня, после установленного законом срока выплаты заработной платы.

Требования истцов о взыскании денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы обоснованны и подлежат удовлетворению. Однако суд не может согласиться с представленными расчетами истцов размера денежной компенсации, поскольку расчет произведен неверно. Истцами высчитывается первоначально процент за просрочку, затем заработная плата за год делится на отработанное количество дней в году, получается среднедневной заработок, который в свою очередь умножается на 28 рабочих дней (из 40 дней задержки). Полученная сумма плюсуется к сумме высчитанного процента за просрочку.

Вместе с тем, в силу ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Процентная ставка рефинансирования (учетная ставка) установлена Центральным банком РФ с 3 мая 2011 года - 8,25 процентов. Срок задержки невыплаты заработной платы истцам составил 40 дней. Следовательно, суммы, подлежащие к выплате истцам, исчисляются следующим образом:

Демченко С.В. - <данные изъяты> рублей.

Зиновьева А.В. - <данные изъяты> рублей.

Мартынова Н.В. - <данные изъяты> рублей.

Тюрина М.С. - <данные изъяты> рублей.

Пунктом 3 письма заместителя Министра обороны РФ от 08.08.2011 года № 184/1/1/517 указывается для руководителей управлений (отделов) финансового обеспечения Минобороны России по субъектам Российской Федерации обеспечить производство окончательных расчетов с гражданским персоналом КЭЧ, а также выплату выходного пособия и среднемесячного заработка на период трудоустройства в установленном законодательством порядке территориальными финансовыми органами по месту дислокации КЭЧ.

Из выписки из единого государственного реестра юридических лиц № 917 от 09.12.2011 Межрайонной ИФНС России №1 по ЕАО следует, что ФКУ «ОФО МО РФ по Еврейской автономной области» является действующим юридическим лицом, государственная регистрация которого произведена при создании путем реорганизации в форме выделения 13.01.2011.

Из пояснений истцов, указанного выше письма, установлено, что истцы работали в ФГУ «Ленинская КЭЧ», которая находилась на финансовом обеспечении ФКУ «ОФО МО РФ по Еврейской автономной области». По вопросам выплаты заработной платы, выдаче справок о задолженности руководство КЭЧ, бухгалтерия разъясняли истцам, что вся документация передана в отдел Финансового обеспечения по ЕАО, куда им и следует обращаться. С учетом этого, ФКУ «ОФО МО РФ по Еврейской автономной области» и обязано было произвести окончательный расчет с истцами. Следовательно, денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы подлежит взысканию с ответчика ФКУ «ОФО МО РФ по ЕАО».

Соответственно требования истцов к ФГУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России о взыскании денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, удовлетворены быть не могут, поскольку произведение окончательного расчета с ними было возложено на ФКУ «ОФО МО РФ по ЕАО».

Согласно ст. 237 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с абзацем 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г., N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Из справок администрации Бабстовского сельского поселения от 20.10.2011 следует, что Зиновьева А.В. проживает в <адрес> в доме с печным отоплением и имеет на иждивении дочь ФИО10., сына ФИО11 (л.д. 19, 200). Из справки МКОУ «НОШ с.Бабстово» от 26.10.2011 следует, что ФИО7 действительно обучается в 1 классе указанного учреждения. Согласно товарного чека от 31.08.2011 следует, что Зиновьевой А.В. приобретались у индивидуального предпринимателя ФИО12 детские вещи на общую сумму <данные изъяты> рублей.

С учетом конкретных обстоятельств дела, степени и характера, причиненных истице нравственных страданий, связанных с несвоевременной выплатой заработной платы при ее увольнении, ее переживаниях, невозможностью вовремя собрать ребенка в школу, приобрести топливо для дома, произвести оплату за младшего ребенка в детский сад, степени вины работодателя, а также с учетом принципа разумности и справедливости суд считает взыскать с ответчика ФКУ «ОФО МО РФ по ЕАО» в пользу Зиновьевой А.В. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 21-22, 140, 236-237 Трудового кодекса РФ, ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Демченко Семена Федоровича, Зиновьевой Анастасии Владимировны, Мартыновой Натальи Владимировны, Тюриной Марии Сергеевны к Федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Еврейской автономной области» о взыскании денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, удовлетворить.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Еврейской автономной области» денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в пользу Демченко Семена Федоровича <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек, Мартыновой Натальи Владимировны <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, Тюриной Марии Сергеевны <данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копейки.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Еврейской автономной области» в пользу Зиновьевой Анастасии Владимировны денежную компенсацию за задержку выплаты заработной <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек и компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.

Требования Демченко Семена Федоровича, Зиновьевой Анастасии Владимировны, Мартыновой Натальи Владимировны, Тюриной Марии Сергеевны к Федеральному государственному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, о взыскании денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО в течение десяти дней со времени вынесения в окончательной форме.

Судья                                                                                                 С.Н. Кочев

<данные изъяты>