Дело № 2-9/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Токмачевой Н.И.
с участием истца старшего помощника прокурора Молчановой Г.А.,
представителя ответчика администрации района ФИО1,
представителя третьего лица отдела образования ФИО5,
при секретаре Черкашиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Ленинское, Еврейской АО
гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> <адрес>», администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении обеспечить условия для работы медицинских работников в образовательном учреждении в соответствии с законодательством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в Ленинский районный суд ЕАО с иском в защиту прав, свобод и законных интересов к МОУ «<данные изъяты> <адрес>» о понуждении обеспечить условия для работы медицинских работников в образовательном учреждении в соответствии с законодательством в срок до 01.01.2011 года.
В заявлении указал, что в соответствии с п. 4 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.Однако в школе отсутствует медицинский кабинет, что нарушает право учащихся на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле были привлечены: в качестве соответчика - администрация Ленинского муниципального района ЕАО, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца -муниципальное учреждение здравоохранения «Ленинская центральная районная больница», Управление по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика отдел образования администрации Ленинского муниципального района ЕАО.
В судебном заседании истец старший помощник прокурора Молчанова Г.А. исковые требования уточнила, просила возложить обязанность на ответчиков в срок до 01 сентября 2011 года оборудовать медицинский кабинет необходимым медицинским оборудованием и инструментарием, согласно Приложению № 1 СанПиН 2.4.2.1178-02. Требования обосновала доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Ленинского муниципального района ЕАО ФИО4 требования не признала и пояснила, что все дети, обучающиеся в школе <адрес>, получают необходимое медицинское обслуживание в фельдшерско-акушерском пункте, вводить единицу медицинского работника в данном образовательном учреждении на 49 учащихся нецелесообразно. Кроме того, медицинский кабинет необходимо лицензировать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика отдела образования администрации района ФИО5 возражала против удовлетворения требований прокурора и пояснила, что права детей на медицинское обслуживание не нарушены, поскольку в школе <адрес> оказывается вся необходимая медицинская помощь учащимся медработником ФАПа - проводится вакцинация, беседы и лекции.
Представитель ответчика МОУ «<данные изъяты> <адрес>» в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В возражениях на иск указала, что как таковой медицинский кабинет в школе имеется, в нем есть кушетка и стол, медицинского оборудования нет.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца - МУЗ «Ленинская ЦРБ» и Управления Роспотребнадзора по ЕАО в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения прокурора, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.п. 1 и 4 ст. 51 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 года № 196 утверждено Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
Пунктом 23 указанного Типового положения определено, что медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся.
Общеобразовательное учреждение обязано предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников.
Часть 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года № 44 утверждены и введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02».
Пунктом 2.8.1. названного СанПиНа определено, что в обязательный набор помещений при размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании входит, в том числе, и медпункт или помещение для медицинского обеспечения.
Приложением № 1 СанПиНа 2.4.2.1178-02 предусмотрен обязательный примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета: письменный стол, стулья, ширма, кушетка, шкаф канцелярский, шкаф аптечный, медицинский столик со стеклянной крышкой, набором прививочного инструмента, со средствами оказания неотложной помощи, холодильник (для вакцин и медикаментов), умывальная раковина (умывальник), ведро с педальной крышкой, весы медицинские, ростомер, спирометр, динамометр ручной, лампа настольная для офтальмологического и оториноларингологического обследования, таблица для определения остроты зрения, помещенная в аппарат Рота, тонометр, фонендоскоп, бикс маленький, бикс большой, жгут резиновый, шприцы одноразовые с иглами, пинцет, термометр медицинский, ножницы, грелка резиновая, пузырь для льда, лоток почкообразный, шпатель металлический, шины, носилки, кварц тубусный, очки в детской оправе, полихроматические, таблицы для исследования цветоощущения Е.Б.Рабкина, плантограф деревянный.
В судебном заседании стороны не оспаривали наличие в школе <адрес> помещения для медицинского обеспечения учащихся, в котором отсутствует определенный приложением № 1 СанПиН 2.4.2.1178-02 примерный перечень оборудования и инструментария.
Это подтверждается и исследованными в судебном заседании материалами дела - сообщением территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ЕАО по Октябрьскому и Ленинскому районам № 04-02 от 18.01.2011 года, техническим паспортом здания школы, возражениями на иск директора школы.
Поскольку из анализа приведенных норм следует, что образовательное учреждение обязано иметь помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, постольку наличие в школе медицинского кабинета, не оснащенного оборудованием и инструментарием в соответствии с требованиями санитарных правил, противоречит действующему законодательству, следовательно, требования прокурора подлежат удовлетворению в отношении образовательного учреждения.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ порядок финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений определяется законом.
Согласно п/п. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Из Устава МОУ «<данные изъяты> <адрес>» (пп.2, п.113) следует, что деятельность школы финансируется ее учредителем - МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО в лице администрации Ленинского муниципального района в соответствии с договором между ними, но не ниже нормативов бюджетного финансирования для данного типа и виды школы.
Пунктом 109 названного Устава определено, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района ЕАО в целях обеспечения образовательной деятельности за школой закрепляются здания, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского социального, культурного и иного назначения на правах оперативного управления.
Стороны в судебном заседании не оспаривали факт того, что все имеющееся в школе имущество - муниципальная собственность Ленинского района ЕАО, и школа им пользуется на праве оперативного управления.
Таким образом, обязанность по укомплектованию медицинского кабинета МОУ «<данные изъяты>» оборудованием и инструментарием в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами лежит и на собственнике имущества школы - администрации Ленинского муниципального района, то есть требования прокурора подлежат удовлетворению и в отношении этого ответчика.
Довод представителя ответчика администрации района ФИО1 и представителя третьего лица отдела образования ФИО5 о том, что оснащение медицинского кабинета в МОУ «<данные изъяты> <адрес>» оборудованием и инструментарием, предусмотренным Приложением № 1 СанПиНа, нецелесообразно ввиду малого количества учащихся (49 человек), так как в соответствии с приказом Минздрава СССР от 26.09.1978 года № 900 (пункт 47) на 1 должность медицинской сестры предусмотрено обслуживание 900 учащихся школ, то есть медицинский работник в школе работать не будет, суд считает несостоятельным.
Поскольку, во-первых, в приведенных нормах закона (Закон «Об образовании», Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которые имеют большую юридическую силу, чем приказ Минздрава СССР) отсутствует зависимость обязанности образовательного учреждения предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников от количества обучающихся в нем.
А, во-вторых, названный Приказ не снимает обязанность образовательного учреждения в предоставлении соответствующего медицинского помещения в случае, если количество учащихся меньше, чем предусмотрено ставкой медицинской сестры.
К доводу представителя ответчика администрации района ФИО1 и представителя третьего лица отдела образования ФИО5 о том, что права учащихся школы <адрес> на охрану здоровья и медицинскую помощь не нарушены, так как школа включена в график медицинских осмотров Ленинской районной больницей, а фельдшер ФАПа <адрес> ставит профилактические прививки школьникам, проводит беседы с детьми, оформляет санбюллетени, суд относится критически.
Так, из приведенных выше норм следует, что медицинское обслуживание школьников обеспечивается органами здравоохранения в предоставленном образовательным учреждением помещении с соответствующими условиями для работы медицинских работников, а в здании школы есть медицинский кабинет, но его необходимо только дооснастить.
Кроме того, договором о сотрудничестве по оказанию медицинских услуг и проведению оздоровительных мероприятий медицинскими работниками МУЗ «Ленинская районная больница» учащимся школы <адрес> установлено, что школа обязуется предоставить помещение для их работы.
Довод представителя ответчика ФИО1 о том, что в этом году планируется бюджетное финансирование на оснащение медицинского кабинета только в школах <адрес> и в <адрес>, поэтому денежных средств на оборудование медицинского кабинета в <адрес> нет, то есть в планах администрации поэтапное финансирование создания медицинских кабинетов во всех школах района, только подтверждает обязательное наличие в образовательном учреждении соответствующего санитарно-эпидемиологическим нормам помещения для работы медицинских работников, и не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
В соответствии со ст. 333.17 Налогового кодекса РФ (НК РФ) организации признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно п.п. 9 и 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
Абзацем 2 ч. 2 ст. 333.36 НУ РФ установлено, что в случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
Таким образом, от уплаты государственной пошлины в настоящем деле освобождены: истец прокурор Ленинского района ЕАО и ответчик администрация Ленинского муниципального района ЕАО.
Поскольку исковые требования истца прокурора удовлетворены, следовательно, государственная пошлина в размере 2000 рублей (абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ - 4000 рублей : 2 плательщика) подлежит взысканию с ответчика МОУ «<данные изъяты> <адрес>», не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 Закона РФ «Об образовании», абз. 2 п. 3 ч.1 ст. 333.19, п. 8 ч. 1 ст. 333.20, п.п. 9, 19 ч. 1, ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> <адрес>», администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении обеспечить условия для работы медицинских работников в образовательном учреждении в соответствии с законодательством удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, муниципальное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> <адрес>» оснастить медицинский кабинет в здании школы по адресу: Еврейская автономная область, <адрес> оборудованием и инструментарием в соответствии с Приложением № 1 СанПиН 2.4.2.1178-02.2.4.2.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» государственную пошлину в доход бюджета Ленинского муниципального района Еврейской автономной области в размере 2000 (две тысячи) рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам суда Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ленинского
районного суда ЕАО Н.И. Токмачева
Решение не вступило в законную силу