Решение по делу о понуждении обеспечить условия для работы медицинских работников в образовательном учреждении вступило в законную силу 15.02.2011



Дело № 2-25/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ЕАО, с. Ленинское ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Кочева С.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Ленинского района ЕАО Молчановой Г.А.,

представителя ответчика администрации Ленинского муниципального района ЕАО ФИО1,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца - Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО ФИО5,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика - отдела образования администрации Ленинского муниципального района ЕАО ФИО6,

при секретаре Димовой Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа <адрес>», администрации Ленинского муниципального района ЕАО о понуждении обеспечения условий для работы медицинских работников в образовательном учреждении в соответствии с требованиями законодательства,

установил:

Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа <адрес>» о понуждении обеспечения условий для работы медицинских работников в образовательном учреждении в соответствии с требованиями законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы тем, что условия для работы медицинских работников в МОУ «ООШ <адрес>» отсутствуют, поскольку отсутствует медицинский кабинет, чем образовательное учреждение нарушает права учащихся на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Определениями суда от 20 и ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены соответственно: в качестве соответчика - администрация Ленинского муниципального района ЕАО, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - муниципальное учреждение здравоохранения «Ленинская центральная районная больница», Управление по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО, на стороне ответчиков - отдел образования администрации Ленинского муниципального района ЕАО.

В судебном заседании старший помощник прокурора района Молчанова Г.А. исковые требования обосновала доводами, изложенными в исковом заявлении, и уточнила, просила возложить обязанность на ответчиков в срок до 01 сентября 2011 года организовать медицинский кабинет в соответствии с требованиями санитарно - эпидемиологических правил и нормативов. Пояснила, что образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Несмотря на то, что учащиеся получают медицинскую помощь в фельдшерско-акушерском пункте, законом предусмотрено наличие в образовательном учреждении медицинского кабинета.

Представитель ответчика администрации Ленинского муниципального района ЕАО ФИО4 исковые требования не признала и пояснила, что в данном образовательном учреждении всего 21 учащийся, тогда как единица медицинского работника вводится на 600 человек, что невозможно, т.к. нет даже трети ставки для работника. На оборудование кабинета будут затрачены большие расходы из местного бюджета, на его подготовку, лицензирование, что нецелесообразно, поскольку кабинет будет пустой, без медицинского работника. Все учащиеся дети получают медицинское обслуживание в фельдшерско-акушерском пункте, который находится в шаговой доступности от школы. Оказание медицинских услуг производится на основании договора, заключенного образовательным учреждением и Ленинской центральной районной больницей, и все медицинские мероприятия возможно проводить и в условиях отсутствия медицинского кабинета. Нарушений законодательства и прав ребенка на предоставление ему медицинских услуг не имеется. Наличие медицинского кабинета не улучшит качество медицинских услуг, и исполнение законодательства будет носить лишь формальный характер.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО ФИО5 не возражала против удовлетворения требований прокурора и пояснила следующее. По сравнению с другими школами в … школе условия для создания медицинского кабинета есть. Оборудование медицинского кабинета не приведет к ухудшению образовательного процесса. Создать медицинский кабинет необходимо. Пусть там будет приходной медицинский работник, который будет проводить медицинские осмотры, делать прививки. Медицинское оборудование и площадь под кабинет выделены, правда с их стороны она еще не обследована, но в школе есть возможность оборудовать медицинский кабинет. Половина работы уже сделана, значит, её нужно и закончить.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика отдела образования администрации Ленинского муниципального района ЕАО ФИО6 возражала против удовлетворения требований прокурора и пояснила, что экстренных медицинских случаев в школе зарегистрировано не было. Медицинские осмотры и прививки проводятся в соответствии с календарем прививок, и сложности вывести детей в фельдшерско-акушерский пункт нет, учитывая наполняемость классов. Наличие либо отсутствие договора по оказанию медицинских услуг не влечет последствий, помощь детям оказывается. Отделом образования предоставлялась программа по оборудованию медицинских кабинетов в образовательных учреждениях до 2015 года, но была отклонена решением Собрания депутатов, так как есть более неотложные дела - в том числе противопожарная безопасность района. Учитывая, что с ДД.ММ.ГГГГ фельдшерско-акушерские пункты переходят работать на подушевое финансирование, речь уже идет о том, чтобы сохранить хотя бы ФАПы.

Представитель ответчика МОУ «ООШ <адрес>» в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца МУЗ «Ленинская центральная районная больница» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Сведения о причинах неявки в процесс не сообщили.

В соответствии со ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса РФ, с учетом мнения участников судебного заседания, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.41, ч.1 ст.45 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Подпунктами 3, 19 пунктов 3 и 2 статьи 32, пунктами 1 и 4 ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что к компетенции образовательного учреждения относятся создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. При этом, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Согласно 23 пункта Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, следует, что медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания обучающихся. Общеобразовательное учреждение обязано предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Частью 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Ответчики МОУ «ООШ <адрес>» и администрация Ленинского муниципального района ЕАО являются юридическими лицами, что подтверждается свидетельствами о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц и постановкой их на учет в налоговом органе (л.д. 7-8, 47-48).

В соответствии с пунктами 2, 51, 127 Устава муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа <адрес>» учредителем школы является муниципальное образование «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области в лице администрации Ленинского муниципального района ЕАО. Деятельность Школы финансируется Учредителем в соответствии с договором между ними, но не ниже нормативов бюджетного финансирования по типу и виду образовательных учреждений, к которым относится Школа. Учебный год в школе начинается 1 сентября (л.д.10-23).

Согласно списочного состава учащихся в МОУ «ООШ <адрес>» обучается 21 учащийся (л.д.83).

Из акта проверки исполнения законодательства о здравоохранении в МОУ «ООШ <адрес>» следует, что в образовательном учреждении медицинский кабинет отсутствует (л.д.6).

То, что здание Школы находится в собственности муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО и передано в оперативное управление МОУ «ООШ <адрес>», подтверждается договором о закреплении за муниципальным учреждением муниципального имущества и актом приема-передачи имущества (л.д.49-51). Следовательно, обязанность по организации медицинского кабинета лежит не только на общеобразовательном учреждении, но и на Учредителе, в собственности которого и находится все имущество Школы.

Из графика МУЗ «Ленинская ЦРБ» следует, что в 2010 году медицинский осмотр детей, обучающихся в общеобразовательной школе <адрес>, запланирован на 10 февраля.

Доводы представителей ответчика и третьего лица на стороне ответчика о нецелесообразности организации медицинского кабинета в связи с незначительным количеством учащихся, предполагаемыми большими расходами из местного бюджета на его оборудование, близостью фельдшерско-акушерского пункта и оказываемые им медицинские услуги, отсутствием экстренных медицинских случаев в школе, отсутствием нарушения прав учащихся школы на охрану здоровья и медицинскую помощь, суд считает несостоятельными.

Указанными выше нормами Закона «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» четко установлено, что общеобразовательное учреждение обязано (в данном случае МОУ «ООШ <адрес>») предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников независимо от количества учащихся и соответствия этого количества ставке медицинской сестры, предусмотренной приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ № - пункт 11 (на 1 должность медицинской сестры - 600 детей). При этом суд отмечает, что указанные законы имеют большую юридическую силу, в отличие от приказа, которым установлены нормы для ставки медицинской сестры. Медицинское же обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закрепляется органом здравоохранения за этим учреждением. Наличие у МОУ «ООШ <адрес>» близости к фельдшерско-акушерскому пункту (шаговой доступности) и оказываемые учащимся медицинские услуги по договору с МУЗ «Ленинская ЦРБ» не являются основанием для освобождения образовательного учреждения от обязанности соблюдения требований законодательства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 года № 44 утверждены и введены в действие с 01.09.2003 года санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02».

Указанными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами определены требования - к медицинскому пункту, наличию в нем помещений, примерному перечню оборудования и инструментария, организации медицинского обслуживания.

Из акта приема-передачи комплекта оборудования и инструментария для медицинского кабинета, товарной накладной следует, что значительное количество медицинского оборудования (28 наименований на сумму 46550 рублей) в Школу переданы (л.д.55-59). Следовательно, доводы представителя ответчика о предстоящих затратах на организацию и оборудование медицинского кабинета, что отразится на местном бюджете, неубедительны, поскольку финансирование по созданию медицинского кабинета уже начато, закуплено для него оборудование, и процесс организации кабинета должен быть закончен. Кроме того, наличие свободных помещений в школе (что не оспаривается также сторонами) позволяет организовать медицинский кабинет.

В соответствии с пунктами 9, 19 части 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.

Поскольку по настоящему делу исковые требования прокурора удовлетворены, а органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика МОУ «ООШ <адрес>, не освобожденного от ее уплаты, в размере 2000 рублей (абзац 3 пункта 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ - 4000 рублей: 2 плательщика=2000).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа <адрес>», администрации Ленинского муниципального района ЕАО о понуждении обеспечения условий для работы медицинских работников в образовательном учреждении в соответствии с требованиями законодательства, удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Основную общеобразовательную школу <адрес>», администрацию Ленинского муниципального района Еврейской автономной области обеспечить условия для работы медицинских работников, организовав медицинский кабинет в здании школы, расположенном по адресу: Еврейская автономная область, <адрес>Б в соответствии с требованиями санитарно - эпидемиологических правил и нормативов, предусмотренных Приложением № СанПиН 2.4.2.1178-02.2.4.2. в срок до 01 сентября 2011 года.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа <адрес>» государственную пошлину в доход бюджета Ленинского муниципального района Еврейской автономной области в размере 2000 (две тысячи) рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам суда Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.Н. Кочев

<данные изъяты>