Решение по делу о понуждении обеспечить условия для работы медицинских работников в образовательном учреждении в соответствии с законодательством



Дело № 2-8/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи Токмачевой Н.И.

с участием истца старшего помощника прокурора Молчановой Г.А.,

представителя ответчика администрации района ФИО1,

представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора ФИО5,

представителя третьего лица отдела образования ФИО6,

при секретаре ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Ленинское, Еврейской АО

гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> <адрес>», администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении обеспечить условия для работы медицинских работников в образовательном учреждении в соответствии с законодательством,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в Ленинский районный суд ЕАО к МОУ «<данные изъяты> <адрес>» с иском в защиту прав, свобод и законных интересов о понуждении обеспечить условия для работы медицинских работников в образовательном учреждении в соответствии с законодательством в срок до 01.02.2011 года.

В заявлении указал, что Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02» утвержден Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета.

В ходе прокурорской проверки установлено, что в медицинском кабинете ответчика вместо предусмотренных указанным Перечнем: 20-25 шт. термометров медицинских имеется 10; 40 шт. шпателей металлических - 10 шт.; 4-6 шт. жгутов - 2 шт.; 2 шт. биксы больших - 1шт.; 10 шин иммобилизационных - 5 шт., и отсутствуют: умывальная раковина (умывальник), ведро с педальной крышкой, 2 биксы маленьких; очки в детской оправе (Дрр 56-58 мм) с линзами в 1 дптр; плантограф; коврик (1 м. х 1,5 м).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле были привлечены: в качестве соответчика администрация Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца -муниципальное учреждение здравоохранения «Ленинская центральная районная больница».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца - Управление по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЕАО (Роспотребнадзор).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика отдел образования администрации Ленинского муниципального района ЕАО.

В судебном заседании истец старший помощник прокурора Молчанова Г.А. исковые требования уточнила, просила возложить обязанность на ответчиков в срок до 01 сентября 2011 года дооборудовать медицинский кабинет таблицей для проверки остроты зрения, очками, плантографом, ковриком, умывальником, ведром с педальной крышкой и холодильником. Требования обосновала доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Ленинского муниципального района ЕАО ФИО4 требования не признала и пояснила, что все дети, обучающиеся в школе <адрес>, получают необходимое медицинское обслуживание. Помещение под медицинский кабинет выделено, но вводить единицу медицинского работника в данном образовательном учреждении на 26 учащихся нецелесообразно.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по ЕАО ФИО5 не возражала против удовлетворения требований в части возложения обязанности на ответчиков приобрести для медицинского кабинета умывальник и ведро с педальной крышкой, так как это необходимо для соблюдения личной гигиены, а также холодильник, так как он необходим для хранения вакцин. Приобретение таблицы для установления остроты зрения, очков и плантографа считает не обязательным, так как они определены все-таки примерным перечнем.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика ФИО6 возражала против удовлетворения требований и пояснила, что нецелесообразно укомплектовывать кабинет оборудованием и инструментарием, поскольку из-за малого количества учеников в нем не будет работать медицинский работник.

Представитель ответчика МОУ «<данные изъяты> <адрес>» и представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца МУЗ «Ленинская ЦРБ» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Выслушав пояснения прокурора, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с п.п. 1 и 4 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 года № 196 утверждено Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

Пунктом 23 указанного Типового положения определено, что медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся.

Общеобразовательное учреждение обязано предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников.

Часть 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года № 44 утверждены и введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02».

Пункт 2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 устанавливает, что при медпункте оборудуется самостоятельный санузел.

Пунктом 2.8.1 СанПиН 2.4.2.1178-02 определено, что в обязательный набор помещений при размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании входит, в том числе, и медпункт или помещение для медицинского обеспечения.

Приложением № 1 СанПиН 2.4.2.1178-02 предусмотрен обязательный примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета: письменный стол, стулья, ширма, кушетка, шкаф канцелярский, шкаф аптечный, медицинский столик со стеклянной крышкой, набором прививочного инструмента, со средствами оказания неотложной помощи, холодильник (для вакцин и медикаментов), умывальная раковина (умывальник), ведро с педальной крышкой, весы медицинские, ростомер, спирометр, динамометр ручной, лампа настольная для офтальмологического и оториноларингологического обследования, таблица для определения остроты зрения, помещенная в аппарат Рота, тонометр, фонендоскоп, бикс маленький, бикс большой, жгут резиновый, шприцы одноразовые с иглами, пинцет, термометр медицинский, ножницы, грелка резиновая, пузырь для льда, лоток почкообразный, шпатель металлический, шины, носилки, кварц тубусный, очки в детской оправе, полихроматические, таблицы для исследования цветоощущения Е.Б. Рабкина, плантограф деревянный.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.03.2003 года № 22 утверждены и введены в действие санитарно-эпидемиологические правила «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов. СП 3.3.2.1248-03».

Пункт 6.8.1 СП 3.3.2.1248-03 устанавливает, что все виды медицинских иммунобиологических препаратов хранят в холодильниках, холодильных шкафах или холодильных камерах.

Из экспертного заключения Филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЕАО в Ленинском и Октябрьском районах № 01 от 12.01.2011 года следует, что в медицинском кабинете школы <адрес> для хранения бактерийных препаратов и лекарственных средств нет холодильника; отсутствуют водопровод, канализация - не созданы условия для соблюдения личной гигиены.

Поскольку из анализа приведенных норм следует, что образовательное учреждение обязано иметь помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, постольку наличие в школе медицинского кабинета без оснащения оборудованием и инструментарием в соответствии с требованиями санитарных правил противоречит действующему законодательству, постольку требования прокурора подлежат удовлетворению в части возложения обязанности на ответчиков приобрести холодильник, умывальник, ведро с педальной крышкой.

Из указанного выше экспертного заключения № 01 от 12.01.2011 года следует, что в медицинском кабинете школы <адрес> имеются инструментарий и предметы медицинского назначения, в том числе, таблица для определения зрения.

В связи с чем, требования прокурора в части возложения обязанности на ответчика приобрести указанную таблицу удовлетворению не подлежат, поскольку она имеется в наличии.

Требования о возложении обязанности на ответчиков приобрести очки в детской оправе и плантограф удовлетворению не подлежат, поскольку перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета все-таки примерный (приложение № СанПиН 2.4.2.1178-02), а истец не представил суду доказательств необходимости этих предметов в медицинском кабинете школы <адрес>.

В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ порядок финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений определяется законом.

Согласно п/п. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Из Устава МОУ «<данные изъяты> <адрес>» (п.п. 1, 3) следует, что деятельность школы финансируется ее учредителем - МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО в лице администрации Ленинского муниципального района в соответствии с договором между ними, но не ниже нормативов бюджетного финансирования для данного типа и виды школы.

Пунктом 110 названного Устава определено, что Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинского муниципального района ЕАО в целях обеспечения образовательной деятельности за школой закрепляются здания, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского социального, культурного и иного назначения на правах оперативного управления.

Стороны в судебном заседании не оспаривали факт того, что все имеющееся в школе имущество - муниципальная собственность Ленинского района ЕАО, и школа им пользуется на праве оперативного управления.

Таким образом, обязанность по укомплектованию медицинского кабинета МОУ «<данные изъяты>» оборудованием и инструментарием в соответствие с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами лежит и на собственнике имущества школы - администрации Ленинского муниципального района, то есть требования прокурора подлежат удовлетворению и в отношении этого ответчика.

Суд принимает довод представителя третьего лица на стороне истца Роспотребнадзора ФИО5 о необходимости иметь в медицинском кабинете холодильник, умывальник и ведро, поскольку наличие этого оборудования предусматривается и иными санитарно-эпидемиологическими требованиями (пункт 6.8.1 СП 3.3.2.1248-03, пункт 2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02), а не только Приложением № 1 СанПиН 2.4.2.1178-02, на которое ссылается истец, обосновывая свои требования.

Довод представителя ответчика администрации района ФИО1 и представителя третьего лица отдела образования ФИО6 о том, что оснащение медицинского кабинета в МОУ «<данные изъяты> <адрес>» оборудованием и инструментарием, предусмотренным Приложением № СанПиН 2.4.2.1178-02, нецелесообразно ввиду малого количества учащихся (26 человек), так как в соответствии с приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ № (пункт 47) на 1 должность медицинской сестры предусмотрено обслуживание 900 учащихся школ, то есть медицинский работник в школе работать не будет, суд считает несостоятельным.

Поскольку, во-первых, в приведенных нормах закона (Закон «Об образовании», Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которые имеют большую юридическую силу, чем приказ Минздрава СССР) отсутствует зависимость обязанности образовательного учреждения предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников от количества обучающихся в нем.

А, во-вторых, названный Приказ не снимает обязанность образовательного учреждения в предоставлении соответствующего медицинского помещения в случае, если количество учащихся меньше, чем предусмотрено ставкой медицинской сестры.

Кроме того, из акта приема-передачи № 1802 от 29.12.2009 года следует, что Комитетом образования по ЕАО школе <адрес> передан комплект оборудования и инструментария для медицинского кабинета по государственному контракту на сумму более 46 тысяч рублей.

Как установлено в судебном заседании пояснениями лиц, участвующих в деле, данное оборудование приобретено в рамках областной целевой программы «Совершенствование организации медицинского обеспечения в общеобразовательных учреждениях», утвержденной постановлением правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ №-пп.

Из содержания указанной программы не следует, что приобретение оборудования для медицинских кабинетов в школы зависело от количества обучающихся в них.

К доводу представителя ответчика администрации района ФИО1 и представителя третьего лица отдела образования ФИО6 о том, что права учащихся школы <адрес> на охрану здоровья и медицинскую помощь не нарушены, так как школа включена в график медицинских осмотров Ленинской районной больницей, а фельдшер ФАПа <адрес> ставит профилактические прививки школьникам, проводит беседы с детьми, оформляет санбюллетени, суд относится критически.

Так, из приведенных выше норм следует, что медицинское обслуживание школьников обеспечивается органами здравоохранения в предоставленном образовательным учреждением помещении с соответствующими условиями для работы медицинских работников, а в здании школы есть медицинский кабинет, но его необходимо только дооснастить.

Кроме того, договором о сотрудничестве по оказанию медицинских услуг и проведению оздоровительных мероприятий медицинскими работниками МУЗ «Ленинская районная больница» учащимся школы <адрес> установлено, что школа обязуется предоставить помещение для их работы.

В соответствии со ст. 333.17 Налогового кодекса РФ (НК РФ) организации признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно п.п. 9 и 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.

Абзацем 2 ч. 2 ст. 333.36 НУ РФ установлено, что в случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

Таким образом, от уплаты государственной пошлины в настоящем деле освобождены: истец прокурор Ленинского района ЕАО и ответчик администрация Ленинского муниципального района ЕАО.

Поскольку исковые требования истца прокурора удовлетворены, следовательно, государственная пошлина в размере 2000 рублей (абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ - 4000 рублей : 2 плательщика) подлежит взысканию с ответчика МОУ «<данные изъяты> <адрес>», не освобожденного от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 Закона РФ «Об образовании», абз. 2 п. 3 ч.1 ст. 333.19, п. 8 ч. 1 ст. 333.20, п.п. 9, 19 ч. 1, ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 года № 44, Санитарно-эпидемиологическими правилами «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов. СП 3.3.2.1248-03», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.03.2003 года №, ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> <адрес>», администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении обеспечить условия для работы медицинских работников в образовательном учреждении в соответствии с законодательством удовлетворить частично.

Возложить обязанность на администрацию Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, муниципальное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> <адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ дооборудовать медицинский кабинет в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02.2.4.2 - холодильником, умывальником, ведром с педальной крышкой.

Требования прокурора Ленинского района ЕАО в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «<данные изъяты> <адрес>», администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о возложении обязанности приобрести таблицу для проверки остроты зрения, очки в детской оправе, плантограф оставить без удовлетворения.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> <адрес>» государственную пошлину в доход бюджета Ленинского муниципального района Еврейской автономной области в размере 2000 (две тысячи) рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам суда Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Ленинского районного суда ЕАО Н.И. Токмачева

Решение вступило в законную силу 07.02.2011