Дело № 1-115/11
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
город Уфа 14 июля 2011 года
Ленинский районный суд г. Уфы в составе:
председательствующего судьи Гильманова А.А.,
при секретаре Юсуповой А.Р.,
с участием государственного обвинителя Хуснутдиновой А.Г.,
подсудимого Тухватуллина И.А., адвоката Максютова И.Х. (ордер в деле),
а также потерпевшего по доверенности Тоноян И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению:
Тухватуллина И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>
обвиняемого в совершении преступления предусмотренного ч.3 ст. 30 - п. «в» ч.3 ст.158 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Тухватуллин И.А., ДД.ММ.ГГГГ около 10.00 часов, из корыстных побуждений, целью получения незаконной материальной прибыли, имея умысел, направленный на тайное хищение металлических рельсов подъездных железнодорожных путей длиной 25,85 метров, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих ООО СФ «<данные изъяты>» стоимостью 8879 рублей, нанял Т.Р.Н., для резки рельс железнодорожных путей на куски, для того, чтобы их можно было погрузить на грузовую машину и вывезти, не посвятив последнего в свои преступные планы. Затем, Тухватуллин И.А., ДД.ММ.ГГГГ примерно в 11 часов 00 минут привлек в качестве грузчиков Т.Ф.Р., Б.Ф.Ф., М.Р.Н., О.Н.М., которые действуя по его просьбе, будучи введенными в заблуждение, о том, что железнодорожные пути принадлежат Тухватуллину И.А., стали разбирать железнодорожные рельсы, принадлежащие ООО СФ «<данные изъяты>», при этом по просьбе последнего, складывая рельсы в одну кучу, чтобы облегчить дальнейшую погрузку и вывоз данных рельс. Распорядившись по поводу данных рабочих и газорезчика, Тухватуллин И.А. покинул место преступления. Около 14.00 часов ДД.ММ.ГГГГ Т.Ф.Р., Б.Ф.Ф., М.Р.Н., О.Н.М. при разборе железнодорожных путей по адресу: <адрес>, были задержаны сотрудниками милиции. Тем самым, преступные намерения Тухватуллина И.А., направленные на тайное хищение металлических рельсов, расположенных по <адрес>, принадлежащих ООО СФ «<данные изъяты>» не были доведены до конца по независящим от него обстоятельствам.
Своими умышленными действиями Тухватуллин И.А. совершил покушение на кражу, то есть на тайное хищение чужого имущества, то есть совершил преступление, предусмотренное ст.30 ч.3 - ст. 158 ч. 1 УК РФ.
Подсудимый Тухватуллин И.А. в судебном заседании вину в совершенном преступлении – покушение на кражу металлических рельсов подъездных железнодорожных путей длиной 25,85 метров, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих ООО СФ «<данные изъяты>» стоимостью 8879 рублей признал в полном объеме, пояснил, что он раскаивается, просил прощения у представителя потерпевшего. От дачи показаний отказался в порядке ст. 51 Конституции РФ.
Виновность подсудимого в совершении преступления, изложенного в описательной части доказана доказательствами, полно и всесторонне исследованными в судебном заседании.
Так, свидетель Т.Р.Н., который является прямым очевидцем преступления, в судебном заседании показал, что ДД.ММ.ГГГГ с Тухватуллиным договорились резать металлические рельсы на час работы, за что ему было обещано 1500 рублей. У Тухватуллина были свои грузчики. Он сказал резать размерами 2-2,5 м., чтобы погрузить было полегче. Он так и сделал, куски по 7 метров не резал. Всего резал около 20 метров, что он определяет на глаз и наверное около 20 кусков, не больше, общей длиной около 40 метров, рельсы остались на месте и он ушел, когда начался шум.
Свидетель М.Р.Н., в судебном заседании показал, что ДД.ММ.ГГГГ он и еще 4 человека по просьбе З.З.М. за 2 000 рублей приехали погрузить разрезанные металлические рельсы. Их встретил подсудимый, сказал, что все законно. Рельсы были отрезаны по 2,5 м., что он определил на глаз, около 20 метров, всего если считать с двух сторон около 40 метров.
В ходе судебного разбирательства в соответствии со ст. 281 УПК РФ были оглашены и исследованы показания свидетеля М.Р.Н., данные в предварительном следствии, из которых следует, что рельсы железнодорожных путей были разрезаны длиной по 3-4 м на протяжении около 60 метров.
Данные противоречия в показаниях свидетель объяснил тем, что когда давал показания следователю он болел. После этого, с целью удостовериться он пошел на место происшествия и шагами измерил то место. Поэтому он в суде дает правдивые показания.
Из протокола предъявления лица для опознания от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что свидетель М.Р.Н. опознал среди предъявленных на опознание лиц Тухватуллина И.А., как мужчину, который ДД.ММ.ГГГГ руководил всеми и показывал ему, как и куда перетаскивать распиленные куски рельс, опознал по внешним данным, по чертам лица, по высокому росту, по телосложению, по акценту при разговоре./ л.д.107-109/
Свидетель З.З.М. суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ он по просьбе Н.И.Р. поехал с 4 рабочими на погрузку рельсов, за это ему было обещано 3 000 рублей. На остановке их встретил подсудимый и ребят он оставил ему. Когда подошли на место он визуально увидел, что было распилено рельсов не больше 15-20 м.с каждой стороны, размером 2-2,5м.
Свидетель Н.И.Р., суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ ему позвонил З.З.М. и сказал, что рабочие задержаны во время кражи рельсов. Этих людей он попросил у З.З.М. и последний их привез и оставил на месте. По поводу кражи металла что - либо пояснить не может. Также не может объяснить противоречия в показаниях данных в предварительном следствии и на судебном следствии.
Свидетель Т.Ф.Р., в судебном заседании показал, что подсудимого знает, когда позвали его на работу, Тухватуллин И.А. давал команду. ДД.ММ.ГГГГ, когда они подошли, рельсы были уже порезаны, около 70 м. Куски по 2-2,5-3 м., определил на глаз. Сварщик окончил работу, нас попросили отнести кислородные баллоны и пропан. Разрезанные рельсы надо было сложить в одну кучу и когда приедет КАМАЗ погрузить. Им объяснил подсудимый, что метал не краденный.
Из протокола предъявления лица для опознания от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что свидетель Т.Ф.Р. опознал среди предъявленных на опознание лиц Тухватуллина И.А., как мужчину, который ДД.ММ.ГГГГ руководил всеми и показывал ему, как и куда перетаскивать распиленные куски рельс, опознал по внешним данным, по чертам лица, по высокому росту, по телосложению, по акценту при разговоре./ л.д.110-112/
Свидетель Б.Ф.Ф., в суде показал, что знаком с подсудимым с ДД.ММ.ГГГГ, когда З.З.М. позвал их погрузить металл за 500 рублей. Они переоделись в вагончике. Рельсы были разрезаны по 2,5-3 метра, приблизительно 60-70 м. с двух сторон, сварщик окончил работу. Были санки. Поручал работать подсудимый.
Из протокола предъявления лица для опознания от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что свидетель Б.Ф.Ф. опознал среди предъявленных на опознание лиц Тухватуллина И.А., как мужчину, который ДД.ММ.ГГГГ руководил всеми и показывал ему, как и куда перетаскивать распиленные куски рельс, опознал по внешним данным, по чертам лица, по высокому росту, по телосложению, по акценту при разговоре./ л.д. 113-116/
Свидетель А.В.С., в судебном заседании показал, что когда он подошел на место происшествия, там была уже милиция, и были задержанные. Производили осмотр, мерили шагами, получилось около 90 м. Там же были сани. Он также видел как эксперт мерила рулеткой, и получилось 80м. Тогда было много снега, которое очистили с края полотна. Часть рельсов отвезли на базу, остальные остались на земле. Там были разрезанные рельсы 1 шт. около 7 м. и по 3,3,5,4 м. Количество кусков он не считал.
Свидетель А.Г.С., в судебном заседании показал, что в ДД.ММ.ГГГГ ему позвонил начальник базы, сказал надо идти к железнодорожным путям. Там были сотрудники милиции, расстояние мерили шагами. Разрезанных кусков было больше 40 шт.
Свидетель С.А.В., работник в ОМ № 4 УВД по г.Уфа в судебном заседании показал, что когда он выехал на место происшествия, увидел 4 задержанных. Сварщика не было, рабочие сказали, что их наняли для разборки и загрузки рельсов. Там рядом на санках лежал 1 рельс. Было разрезано около 70-80м., кусками по 3-4 метра, которые он определил визуально.
Представитель потерпевшего Т.И.А., в судебном заседании пояснила, что определение стоимости ущерба экспертом правильно, просит взыскать с виновного лица. Повреждены всего 160 м. ж\д пути. Обвинение подсудимому предъявлено по остаточной стоимости. Рельсы разрезаны и негодные. Часть рельсов находятся на хранении на складе в базе. Остальная часть оставленный на месте происшествия на сегодняшний день отсутствует, они их не успели вывезти, так как было зима и остались длинные куски. Эксперт измерила разрезанные куски рельсов рулеткой при её участии, и она подписалась в акте. Она согласна с обвинением о хищении в крупном размере.
В соответствии с протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, осмотрены железнодорожные пути возле <адрес>, и обнаружено, что повреждены - разрезаны на куски длиной по 3-4 метра рельсы длиной полотна 90 метров, общей длиной 180 метров. Обнаружены и изъяты сани, на которых лежат куски рельс и веревка с петлей. /л.д. 17/
В ходе судебного разбирательства следователь Х.И.Г., пояснил, что при осмотре места происшествия замеры расстояния были сделаны шагами, приблизительно получилось до 90 метров, всего 180 м., куски были длиной по 3-5м. Всего количество кусков не помнит. Рельсы оставили потерпевшей стороне на хранение без расписки.
Согласно заключения строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено длина поврежденного участка железной дороги, которая составляет 80 погонных метров в две рельсы(общей длиной 160 метров металлических рельсов). Так как обследованные старо-годные рельсы, на месте происшествия имеют длину - (2,0 -7,0) метра, а это не соответствует требованиям ВСН - 94-77(Приложение 3. ТУ 32ЦП - 1 -76.РЕЛЬСЫ СТАРОГОДНЫЕ): «....старогодные рельсы для укладки в путь должны иметь в длину 25 метров...», поэтому разрезанные газосваркой металлические рельсы, обнаруженные на месте происшествия по адресу: <адрес>, не пригодны для повторного использования для проведения работ по восстановлению демонтированного участка железной дороги, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащих ООО СФ «<данные изъяты>», без учета стоимости шпал, составляет 927248( девятьсот двадцать семь тысяч двести сорок восемь) рублей 18 копеек. В том числе НДС 18%. / л.д.38/
В судебном заседании эксперт Антонова В.М., пояснила, что она ДД.ММ.ГГГГ производила замеры путей с помощью рулетки и составила акт. Поскольку вопрос о длине каждого куска рельса эксперту не было поставлено, она акт не приложила к заключению. Согласно акта количество кусков рельсов получается 46, из них 8 штук были на базе, остальные на ж\д путях.
Из анализа вышеприведенных доказательств, суд находит, что показания свидетелей относительно длины и количества разрезанных железнодорожных путей являются противоречивыми. Это объясняется тем, что в своих показаниях свидетели ссылаются на то, что рельсы измеряли шагами, или же визуально. Также противоречивы в этой части результаты осмотра места происшествия и выводы эксперта. Так, согласно протокола осмотра места происшествия повреждены - разрезаны на куски длиной по 3-4 метра рельсы длиной полотна 90 метров, общей длиной 180 метров, а в соответствии с заключением эксперта длина поврежденного участка железной дороги составляет 80 погонных метров в две рельсы (общей длиной 160 метров металлических рельсов), разрезанные рельсы имеют длину - (2,0 -7,0) метра. Представленный суду экспертом акт осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ суд считает недопустимым доказательством, поскольку в акте отсутствуют подписи всех участников осмотра, в частности следователя и вопрос о длине и количестве кусков железнодорожных путей эксперту следователем не было поставлено. Также эти данные эксперт, в своем заключении не отразила. Кроме того, экспертиза проведена по истечении более 2 месяцев после совершения преступления. В связи с этим судом с выездом был произведен осмотр вещественных доказательств.
В ходе выездного судебного заседания при осмотре вещественных доказательств установлено, что имеются в наличии – разрезанные куски рельсов 8 штук длиной: 4,51; 3,45; 2,70; 3,84; 3,83; 6,34; 3,66; 3,90 м., которые были приняты по накладной без номера от ДД.ММ.ГГГГ на хранение. На месте происшествия разрезанные рельсы не имеются. Поэтому установить и идентифицировать остальные куски рельсов, которые предъявлены обвиняемому, не представляется возможным. Общее количество разрезанных рельсов не были осмотрены с указанием индивидуальных признаков, длины каждого предмета как в ходе осмотра места происшествия, так и отдельно как вещественное доказательство.
Органами предварительного следствия Тухватуллину И.А., предъявлено обвинение ч.3 ст. 30 - п. «в» ч.3 ст.158 УК РФ. В судебном заседании государственный обвинитель просил переквалифицировать действия подсудимого на ч.3 ст. 30 - ч.1 ст.158 УК РФ, исключив из обвинения квалифицирующий признак «в крупном размере», мотивировав тем, что совокупностью доказательств находит подтверждение покушение на кражу железнодорожных рельсов, которые находятся на хранении на базе потерпевшего. Суд считает, что этим не ухудшается положение обвиняемого и не нарушается его право на защиту и принимает изменение обвинения.
Кроме того, суд исключает из обвинения покушение на кражу одного рельса длиной 6,34 м., поскольку разрезанные рельсы более 6 м. в ходе осмотра места происшествия не было выявлено. Иные доказательства также не имеются. Заключение эксперта, что рельсы имеют длину - (2,0 -7,0) метра и показания свидетеля А.В.С., что один кусок был около 7 метров, не могут быть положены в основу приговора, поскольку имеют обобщенный и приблизительный характер о размере похищенного и опровергаются показаниями свидетеля Т.Р.Н., что он рельсы по 7 метров не резал.
Таким образом, совокупностью доказательств достоверно подтверждается, что Тухватуллин И.А., имел умысел на хищение железнодорожных рельсов 4,51; 3,45; 2,70; 3,84; 3,83; 3,66; 3,90 м., всего 25,89 м., на общую сумму 8879 рублей (25,89 м. х 343,5(остаточная стоимость 1 м. ж\д рельсов согласно обвинения) = 8879 рублей). Однако преступление им не было доведено до конца по не зависящим от него обстоятельствам, рабочие были задержаны при разборке путей сотрудниками милиции.
В судебном заседании не возникло сомнений в психической полноценности подсудимого, тем самым нет препятствия для привлечения его к уголовной ответственности и назначению наказания.
При определении вида и меры наказания суд учитывает смягчающие наказание обстоятельства - признание вины, чистосердечное раскаяние, <данные изъяты>, а также то, что Тухватуллин И.А. не имеет судимости, положительно характеризуется по месту жительства и работы. Отягчающие наказание обстоятельства суд не усматривает. Принимая во внимание все обстоятельства дела, суд считает необходимым назначить ему наказание в виде штрафа, размер которого суд определяет учетом имущественного и семейного положения подсудимого.
Вопрос о размере возмещения гражданского иска ООО СФ «<данные изъяты>» следует передать для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, поскольку по иску необходимо произвести дополнительные расчеты в связи с уменьшением объема обвинения, что требует отложения судебного разбирательства.
Руководствуясь ст.ст. 296-299, 307-309 УПК РФ,
П Р И Г О В О Р И Л :
Тухватуллина И.А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 30 - ч.1 ст. 158 УК РФ и назначить наказание в виде штрафа 10 000 (десять тысяч) рублей.
Меру пресечения Тухватуллину И.А. до вступления приговора в законную силу не изменять, оставить подписку о невыезде и надлежащем поведении.
Вопрос о размере возмещения гражданского иска ООО СФ «<данные изъяты>» передать для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Вещественное доказательство по уголовному делу: рельсы, кадастровый паспорт, свидетельство о регистрации права собственности, санки, веревка, переданные потерпевшему, использовать потерпевшим по своему усмотрению. Список основных средств ООО СФ «<данные изъяты>», список состоявшихся разговоров, изъятый у свидетеля Т.Р.Н. хранить при уголовном деле.
Приговор может быть обжалован в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня провозглашения. Разъяснить осужденному, в случае подачи кассационной жалобы, о его праве участия в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Судья А.А. Гильманов Приговор вступил в законную силу 25.07.2011г.