Дело № 2-2219/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Уфа 19 июля 2010 г.
Ленинский районный суд г. Уфы РБ в составе:
председательствующего судьи Легкового В.В.,
с участием представителя истца Атнагуловой Р.Г. – Кучук Е.Х. (дов. Номер обезличен от Дата обезличена г.),
при секретаре Идрисовой Д.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атнагуловой Номер обезличен к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Атнагулова Р.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на земельный участок площадью 1114 кв.м., кадастровый номер Номер обезличен, расположенный по адресу: г. Уфа, Ленинский район, ..., указывая, что она является собственником дома Номер обезличен по ... общей площадью 33 кв.м. Согласно кадастровому паспорту о земельном участке от Дата обезличена г. кадастровый номер Номер обезличен данного земельного участка на дату выписки составляет 1114 кв.м., с разрешенным использованием под индивидуальную жилую застройку.
По договору купли-продажи от Дата обезличена г. ее отцом было приобретено домовладение по адресу: г. Уфа, ... ..., состоящее из дома площадью 33 кв.м., расположенного на земельном участке площадью 887 кв.м., который не был надлежащим образом оформлен.
Дата обезличена г. она обратилась в УФСГРКиК по РБ с целью оформить данный земельный участок в собственность, но получила отказ по причине: «отсутствует правоустанавливающий документ на земельный участок прежнего собственника строений», что подтверждается письмом от Дата обезличена г. Номер обезличен от УФСГРКиК по РБ.
Дата обезличена г. она обратилась к главе Администрации ГО г. Уфы с просьбой предоставить земельный участок в собственность. Однако, письмом Номер обезличен от Дата обезличена г. Администрация ГО г. Уфа отказала истице в предоставлении участка в собственность указав, что «данный участок входит в число земель зарегистрированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность». С данным отказом она не согласна, считает его незаконным, нарушающим ее права.
В судебном заседании представитель истца Кучук Е.Х. исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд, признать за Атнагуловой Р.Г. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Уфа, ....
Представитель Администрации ГО г. Уфа РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащем образом, имеется уведомление о надлежащем извещении. Также ответчик был извещен путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Ленинского районного суда г. Уфы (http://leninski.bkr.sudrf.ru), однако он в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, с заявлением о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя не обращался, документов, подтверждающих уважительность неявки в суд, доказательств, либо возражений относительно предмета спора не предоставил. Суд считает причину неявки представителя ответчика неуважительной, т.к. ответчиком является юридическое лицо со штатом сотрудников, которые могли бы явиться в суд и защитить свои интересы. Согласно ст. 167 ГПК РФ суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии ответчика.
Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления по следующим основаниям.
Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности. Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд. В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 1 и 2 ст. 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п. 12 ст.85).
Как установлено судом, Атнагулова Р.Г. является собственником дома Номер обезличен по ... общей площадью 33 кв.м. на основании свидетельств о праве наследования по закону от Дата обезличена г. реестровый номер Номер обезличен, от Дата обезличена г. реестровый номер Номер обезличен, от Дата обезличена г. реестровый Номер обезличен, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии Номер обезличен Номер обезличен от Дата обезличена г.
Согласно кадастровому паспорту о земельном участке от Дата обезличена г. кадастровый номер Номер обезличен площадь данного земельного участка на дату выписки составляет 1114 кв.м., с разрешенным использованием под индивидуальную жилую застройку.
По договору купли-продажи от Дата обезличена г. отцом Атнагуловой Р.Г. было приобретено домовладение по адресу: г. Уфа, ... ..., состоящее из дома площадью 33 кв.м., расположенного на земельном участке площадью 887 кв.м., который не был надлежащим образом оформлен.
Дата обезличена г. истица Атнагулова Р.Г. обратилась в УФСГРКиК по РБ с целью оформить данный земельный участок в собственность, но получила отказ по причине: «отсутствует правоустанавливающий документ на земельный участок прежнего собственника строений», что подтверждается письмом от Дата обезличена г. Номер обезличен от УФСГРКиК по РБ.
Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка (статьи 268 - 270 ГК РФ), на котором расположено это недвижимое имущество.
Согласно п. 2 ст. 271 ГК РФ.
Согласно п.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Далее ст. 36 ЗК РФ гласит, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Дата обезличена г. истца обратилась к главе Администрации ГО г. Уфы с просьбой предоставить земельный участок в собственность.
Дата обезличена г. в адрес истицы Атнагуловой Р.Г. было направлено письмо Номер обезличен, в котором истице было отказано в предоставлении участка в собственность по тем основаниям, что данный участок входит в число земель зарегистрированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
С данным отказом суд не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. N 4-В08-11, включенным в Бюллетень № 3 от 25.03.2009 г. собственник дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на получение этого земельного участка в собственность», а также: «судам при вынесении решения о предоставлении зарезервированного для государственных или муниципальных нужд земельного участка в собственность граждан, следует руководствоваться нормами ст. 36 Земельного Кодекса РФ.
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество.,.» № 122-ФЗ от 21,07.1997г. ЗК РФ, а также, Положением «О резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561, ограничение или обременение прав на недвижимые объекты - земельные участки должно быть зарегистрировано в установленном порядке в Управлении Росреестра по РБ, а также в органе кадастрового надзора - Кадастровой палате РБ.
Соответственно п. 1 ст. 4 ФЗ № 122-ФЗ наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежащее государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество возникающие на основании договора, либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно п. 8 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.2008 г. орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно п. 9 вышеуказанного положения государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с Кадастровым планом земельного участка, какая-либо информация о существовании зарегистрированных прав или ограничений прав на данный земельный участок в Кадастровой палате, либо Управлении Росреестра по РБ отсутствует, что означает недействительность существования резервирования данного земельного участка. Следовательно, данный земельный участок является не зарезервированным.
В данном случае Администрация ГО г. Уфы основывает свой отказ на п.4 ст. 28 ЗК РФ, который допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных или муниципальных нужд.
Что касается ссылок на п. 4 ст. 28 ЗК РФ, то эта статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятые объектами недвижимости, то есть свободные от прав граждан и юридических лиц.
О том же говорит и п.2 ст. 16 Закон РБ от 05.01.2004 г. № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан».
Это означает, что резервирование земель для государственных нужд может быть осуществлена лишь на свободные от застройки земельные участки.
Согласно ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенности установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте такого издания акта на момент его издания; выдаваемая органом местно самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если это земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
В соответствии с п.5 ст. 20 Земельного кодекса РФ, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования имеют право приобрести их в собственность.
Как следует из п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ произвольный отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования частью земельного участка, занятой этой недвижимостью и необходимой для ее использования.
Из п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Таким образом, нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий названному лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений этого права в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 9.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» в случае, если в акте, свидетельстве или ином документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Атнагуловой Номер обезличен к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок, удовлетворить.
Признать за Атнагуловой Розой Гиндулловной право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Уфа, ..., общей площадью 1114 кв.м., кадастровый номер Номер обезличен.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.
Судья В.В. Легковой
Решение вступило в законную силу 30.07.2010 г.