решение по иску Камалиева В.Х.



Дело №2-2119/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2010 года г. Уфа

Судья Ленинского районного суда г. Уфы РБ Янбулатова З.С.,

с участием представителя Камалиева В.Х.- Логиновой Е.В. действующей по доверенности № 13501 от 04.08. 2009г.,

при секретаре Гимазовой Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камалиева В.Х. к администрации городского округа г.Уфа о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Камалиев В.Х. обратился в суд с иском к администрации ГО г.Уфа о признании за ним права собственности на земельный участок по адресу: ..., ...,...площадью774кв.м.,кадастровый номер Номер обезличен, мотивируя следующим.

22 марта 1996 года истец вступил в жилищно-строительный кооператив «Надежда».

Распоряжением № 156 от 01.07.1996 года истцу был предоставлен под строительство индивидуального жилого дома земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., ... Номер обезличен.

Впоследствии произошла переадресация, и согласно справки №1178 от 03.07.2000 года, выданной Главным управлением Архитектуры и градостроительства администрации ГО г.Уфы РБ участку истца присвоен адрес: ..., ...,.... С этого момента истец стал вести строительство дома, параллельно оформляя документы на земельный участок. Истцом был получен Акт об отводе границ земельного участка от 30.05.2000 года, проект постановления о предоставлении земельного участка в собственность, но соответствующим образом документы до конца не были оформлены.

В настоящее время жилой дом построен и в нем проживает истец со своей семьей. Схема расположенного земельного участка истца соответствует генплану и не нарушает красных линий. Земельный участок общей площадью 774 кв.м. поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 02:55:050202:1068.

За все время владения земельным участком, истец несет все расходы по его содержанию, оплачивает налоги и другие необходимые платежи.

В связи с чем в настоящее время у истца возникла необходимость зарегистрировать право собственности на данный земельный участок.

Истец в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела без его участия, его представитель Логинова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации ГО г.Уфа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, имеется уведомление о надлежащем извещении, с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие не обращался, об уважительности неявки суду не сообщал, доказательств, либо возражений относительно предмета спора не предоставил.

Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.

Выслушав представителя истца, изучив материалы настоящего гражданского дела, представленные доказательства и, оценив их в совокупности, суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 64 Земельного Кодекса РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии со ст. 59 Земельного Кодекса РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 22 марта 1996 года истец вступил в жилищно-строительный кооператив «Надежда», в связи с чем истцу был предоставлен под строительство индивидуального жилого дома земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., ... участок Номер обезличен.

Однако, впоследствии произошла переадресация, и согласно справки №1178 от 03.07.2000 года, выданной Главным управлением Архитектуры и градостроительства администрации ГО г.Уфы РБ участку истца присвоен адрес: ..., ...,... основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 03.02.2010г. истице принадлежит жилой дом, расположенный в ... ... по ...

Согласно п.6 ст. 36 Земельного Кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п.5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п.1 ст.20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ: «Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане – собственники зданий, строений сооружений.»

На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного суда РФ, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ (Постановление от 03 ноября 1998 года № 25-П, определение от 12 мая 2005г. № 187-О).

Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст.15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных

федеральными законами (п.1 и 2 ст. 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п.12 ст. 85).

Как следует из п.4 ст. 28 Земельного Кодекса РФ не допускается произвольный отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как установлено судом, согласно распоряжению №156 от 01.07.1996г. Камалиеву В.Х. предоставлен под строительство индивидуального жилого дома земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., ... Номер обезличен.

Впоследствии произошла переадресация, и согласно справки №1178 от 03.07.2000 года, выданной Главным управлением Архитектуры и градостроительства администрации ГО ... РБ участку истца присвоен адрес: ..., ...,...

В настоящее время жилой дом построен и в нем проживает истец со своей семьей. Схема расположенного земельного участка истца соответствует генплану и не нарушает красных линий. Земельный участок общей площадью 774 кв.м. поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер Номер обезличен.

За все время владения земельным участком, истец несет все расходы по его содержанию, оплачивает налоги и другие необходимые платежи.

Из представленных истцом документов следует, что на данный земельный участок никаких установленных законом ограничений не зарегистрировано, данный земельный участок не изъят для государственных и муниципальных нужд, строительство на данной территории в ближайшее время не планируется.

Кроме того, согласно п.4 ст. 28 Земельного Кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В данном случае запрет на предоставление земельного участка в собственность установлен решением Совета городского округа г.Уфа РБ №15/7 от 23.04.2009г. «О резервировании земельных участков в границах городского округа г.Уфа РБ для муниципальных нужд», согласно п.4 ст.28 ЗК РФ резервирование земельных участков для муниципальных нужд не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

Согласно п. 8 «Положению о резервировании земель», утвержденным Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08г.: «Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно п. 9 «Положения о резервировании земель», утвержденным Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08г.: «Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с п.3 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

Нормы ЗК РФ закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании, на котором находится принадлежащий этому лицу объект недвижимости, и не содержит ограничений указанного права, в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.

В соответствии с ч.5 ст.20 Земельного Кодекса РФ, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования имеют право приобрести их в собственность.

Кроме того, в соответствии с Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008г. № 4-ВО8-11, включенным в Бюллетень № 3 от 25.03.2009г. собственник дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на получение этого земельного участка в собственность.

Ответчиком доказательства наличия установленного федеральными законами запрета на предоставление земельного участка в собственность не представлено.

На основании изложенного суд считает, что требование Камалиева В.Х. о признании за ним права собственности на земельный участок должно быть удовлетворено на основании п.4 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», поскольку требование заявлено в отношении придомового земельного участка лицом, являющимся собственником расположенного на этом участке жилого дома, и в отношении земельного участка, перешедшего в фактическое пользование.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Камалиева В.Х. к администрации городского округа город Уфа РБ о признании за ним права собственности на земельный участок удовлетворить.

Признать за Камалиевым В.Х. право собственности на земельный участок общей площадью 774 кв.м., кадастровый номер Номер обезличен, расположенный в ... ... по адресу: ..., ...

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней.

Судья

Решение не вступило в законную силу