решение по иску прокурора Ленинского района г. Уфы



Дело № 2-1762/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2010 года

Ленинский районный суд г.Уфы РБ в составе:

федерального судьи Мухамедьяровой Р.А.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Уфы Юлдашева Р.Р.

при секретаре Хамитовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц к ООО « Радента» в порядке ст. 45 ГПК РФ о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Ленинского района г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Радента» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства, указывая, что прокуратурой Ленинского района г. Уфы проведена проверка исполнения законодательства об экологии и охране окружающей среды при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности ООО «Радента» установлены нарушения требований вышеуказанного законодательства.

ООО «РАДЕНТА» расположено на территории Ленинского района городского округа город Уфа РБ, на одной площади. Филиалы общества отсутствуют.

Нежилое помещение общей площадью 50, 2 м2 по адресу расположения юридического лица, принадлежащее на праве собственности ООО «Оптомед-сервис», предоставлено ООО «РАДЕНТА» согласно акту приема-передачи и договору аренды от 04.06.2009 № 18 на неопределенный срок. Вышеуказанным договором аренды нежилого помещения внесение арендодателем платы за негативное воздействие на окружающую среду не предусмотрено.

Представлены свидетельства от 04.03.2009 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, выданное МИ ФНС России № 39 по РБ и о постановке на учет юридического лица в ИФНС по Ленинскому району г. Уфы.

Предприятие согласно Уставу, утвержденному протоколом № 1 от 10.02.2009 собрания учредителей общества, осуществляет основной вид деятельности – стоматологию.

Согласно справке от 24.03.2010 на балансе ООО «РАДЕНТА» в Ленинском районе ГО г. Уфа РБ биологических очистных сооружений, объектов (установок) утилизации и размещения (длительного хранения, захоронения) отходов, автотранспорта и стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха нет. Согласно уставной деятельности ООО «РАДЕНТА» на балансе предприятия имеется техническое оборудование, а именно стоматологическое оборудование.

Среднесписочное количество работников предприятия составляет 7 человек. ООО «РАДЕНТА» является субъектом малого предпринимательства (бизнеса), а именно микропредприятием.

ООО «РАДЕНТА» в нарушение статьи 26 (1, 2) Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и статьи 67 (1, 2) Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не организован производственный экологический контроль, не назначено должностное лицо, ответственное за вопросы охраны окружающей среды по предприятию в целом.

ООО «РАДЕНТА» в нарушение статей 34 (1), 39 (2) Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не разработан план мероприятий по предотвращению загрязнения водных объектов, воздушного бассейна, земель на 2010 год.

За время работы ООО «РАДЕНТА» в нарушение статей 16 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», 23 (1) Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не согласованы в установленном порядке расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, в установленные сроки не производится внесение названной платы в бюджет.

Предоставление ООО «РАДЕНТА» коммунально-хозяйственных услуг, а именно водоснабжение из сетей городского водопровода и водоотведение, уборка прилегающей к зданию территории, оборудование площадок с контейнерами для сбора отходов, планируемых в дальнейшем к размещению на городском полигоне ТБО, и их вывоз без перехода права собственности на отходы, осуществляется Фондом развития и поддержки малого предпринимательства РБ согласно договору № 1/3-1-1 от 29.01.2010.

В результате осуществляемой ООО «РАДЕНТА» деятельности образуются отходы производства и потребления, инвентаризация которых в нарушение статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не проведена.

ООО «РАДЕНТА» заключены договора на передачу опасных отходов производства и потребления сторонним лицам, имеющим соответствующую лицензию на деятельность по обращению с опасными отходами, а именно:

1. ГУП НИИ БЖД РБ на сбор и демеркуризацию ртутьсодержащих ламп (люминесцентных и бактерицидных) и приборов – договор № 986-09-19 от 30.06.2009;

2. ООО «Медицинский аудит, сервис и консалтинг» на эвакуацию медицинских отходов класса «Б» - договор № 10-121/Б от 01.01.2010.

На предприятии не организован учет образования, поступления и передачи отходов, отсутствуют журналы по данному учету, что является нарушением статей 11, 19 (1) Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и статьей 39 (1, 2) Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

ООО «РАДЕНТА» сокрыта или не представлена в установленном порядке информация об источниках загрязнения окружающей среды, а именно годовой отчет по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2009 год, что является нарушением статей 11, 19 (2) Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 39 (1, 2) Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

ООО «РАДЕНТА» не проведена работа по определению классов опасности образующихся отходов, их паспортизация, что является нарушением статей 11, 14 (2, 3) Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и 39 (1, 2) Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В штате ООО «РАДЕНТА» отсутствуют специалисты, имеющие профессиональную подготовку на право работы с опасными отходами, подтвержденную свидетельствами об обучении, что является нарушением статей 11, 15 (1) Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и статьи 73 (1) Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Таким образом, своими действиями ООО «РАДЕНТА» нарушает права неопределенного круга лиц на гарантированную Конституцией Российской Федерации благоприятную окружающую среду.

Прокурор просил обязать ООО «Радента» провести инвентаризацию отходов образующихся в результате осуществления своей деятельности; разработать план мероприятий по предотвращению загрязнения водных объектов, воздушного бассейна, земель на 2010 год; составить и согласовать в установленном порядке паспорта опасных отходов; организовать производственный экологический контроль в части обращения с отходами, а именно разработать и утвердить инструкции, регламентирующие работу с образующимися опасными отходами; организовать учет образования, поступления и передачи отходов, вести журналы по данному учету; представить годовые отчеты по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2008-2009 года.

В судебном заседании помощник прокурора Юлдашев Р.Р. требования прокуратуры Ленинского района г. Уфы поддержал полностью.

Представитель ответчика Чемборисова Р.Х., действующая по доверенности от 20.07.2010 г., исковые требования не признала, пояснив, что все перечисленные документы у них имеются,, проверка проводилась прокуратурой поверхностно, в требовании указаны 25 пунктов, из которых некоторые к ООО «Радента» не могут относится, поскольку общество является микропредприятием.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В Российской Федерации в соответствии ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации одним из прав человека и гражданина является право на благоприятную окружающую среду. При этом ст. 58 Конституции Российской Федерации определен порядок реализации права на благоприятную окружающую среду, путем наложения на каждого обязанности сохранять и восстанавливать природную среду, рационально использовать и воспроизводить природные ресурсы, предотвращать негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидировать ее последствия.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. В соответствии со ст. 34 вышеназванного закона эксплуатация любых объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в строгом соответствии с требованиями по охране окружающей среды. При этом должны быть предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение указанных требований закона влечет за собой установленную законом ответственность.

Как видно из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Уфы проведена проверка исполнения законодательства об экологии и охране окружающей среды при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности ООО «РАДЕНТА».

В заключении по результатам проверки соблюдения ООО «РАДЕНТА» требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования от 24.03.2010 г. указывается на факты нарушения природоохранного законодательства, а именно что ООО «РАДЕНТА» не проведена инвентаризация отходов, образующихся в результате осуществления своей деятельности; не разработан план мероприятий по предотвращению загрязнения водных объектов, воздушного бассейна, земель на 2010 год; не составлены и не согласованы в установленном порядке паспорта опасных отходов; не организован производственный экологический контроль в части обращения с отходами, а именно не разработаны и не утверждены инструкции, регламентирующие работу с образующимися опасными отходами; не организован учет образования, поступления и передачи отходов, вести журналы по данному учету; не представлены годовые отчеты по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2008-2009 года.

Судом установлено и сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что ООО «РАДЕНТА» расположено на территории Ленинского района городского округа город Уфа РБ, на одной площади. Филиалы общества отсутствуют.

Нежилое помещение общей площадью 50, 2 м2 по адресу расположения юридического лица, принадлежащее на праве собственности ООО «Оптомед-сервис», предоставлено ООО «РАДЕНТА» согласно акту приема-передачи и договору аренды от 04.06.2009 № 18 на неопределенный срок. 04.03.2009 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц, выданное МИ ФНС России № 39 по РБ и о постановке на учет юридического лица в ИФНС по Ленинскому району г. Уфы.

Предприятие согласно Уставу, утвержденному протоколом № 1 от 10.02.2009 собрания учредителей общества, осуществляет основной вид деятельности – стоматологию.

Доводы прокурора о нарушении ООО «РАДЕНТА» требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.

Так, ответчиком в материалы дела представлены следующие документы: сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления ООО «Радента» за 2009 г., журнал учета образования, поступления и передачи медицинских отходов ООО «Радента», инвентаризация медицинских отходов в ООО «РАдента», утвержденная генеральным директором 04.01.2010 г., план мероприятий по предотвращению загрязнений водных объектов, воздушного бассейна, земель на 2010 г., Инструкция по организации сбора, временного хранения и удаления (транспортирования) медицинских отходов в ООО «Радента», паспорт опасных отходов класса Б в ООО «Радента».

Согласно приказу ООО «Радента» № 3 от 04.01.2010 г. назначено ответственное лицо за сбор, временное хранение и транспортирование медицинских отходов в ООО «Радента» старшая сестра Яшина Е.В. с обязательным прохождением обучения в УПК средних мед.работников.

Доводы прокурора о том, что ООО «РАДЕНТА» не представлены годовые отчеты по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2008 год не состоятельны, поскольку ООО «РАДЕНТА» было образовано в 2009 году.

Доводы прокурора о том, что истцом не согласованы в установленном порядке расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, в установленные сроки не производится внесение названной платы в бюджет также необоснованны.

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Согласно ст. 1 названного Закона негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям окружающей среды. Платежи за различные виды негативного воздействия носят компенсационный характер и взимаются за предоставление права производить выбросы (сбросы), размещать отходы в пределах допустимых норм под контролем государства.

В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и от 12.06.2003 N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» плата за негативное воздействие на окружающую среду перечисляется всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с выбросами в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, размещение отходов, другими видами негативного воздействия.

Таким образом, субъектами обязанности по внесению установленной указанными выше нормативными актами платы являются юридические лица, эксплуатирующие стационарные и передвижные источники выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, осуществляющие сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещающие отходы производства и потребления.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 777 дано понятие объектов, способствующих, в том числе, загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Истец не представил доказательств наличия стационарных и передвижных источников выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, соответственно доказательства, обязывающие ООО «РАДЕНТА» согласовать расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и внесения платы в бюджет.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

В силу указанной нормы прокурор Ленинского района г. Уфы не доказал нарушение ООО «РАДЕНТА» требований норм природоохранного законодательства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком представлена вся необходимая нормативная природоохранная документация, суд находит исковые требования прокуратуры Ленинского района г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц к ООО «РАДЕНТА» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства, необоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске прокуратуре Ленинского района г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц к ООО « РАДЕНТА» в порядке ст. 45 ГПК РФ о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства, отказать, за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 суток.

Судья: Р.А. Мухамедьярова

Решение суда не вступило в законную силу 09.08.2010 г.