РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№2-3548\10
13 октября 2010 г. г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы в составе:
председательствующего судьи Зайнуллиной С.Р.,
при секретаре Мутагаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хаернасова И.А. к Администрации ГО г. Уфы о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Хаернасов И.А. обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на самовольную постройку, состоящую из жилого дома под литерами Б, веранду под литером б, и нежилые строения в виде бани под литером Г5, предбанника под литером Г6 и земельного участка, расположенных по адресу: ..., ..., ..., мотивируя тем, что в Хаернасов И.А. в 1993 году купил жилой дом и земельный участок по Договору купли-продажи Номер обезличен от 30.01.1993г.
В судебном заседании представитель истца Манахов П.А., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования.
Представитель администрации ГО г. Уфы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. На основании ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы гражданского дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.
Как установлено по делу, в 1993 году Хаернасов И.А. купил жилой дом, расположенный по адресу ..., ..., ..., что подтверждается Договором купли-продажи Номер обезличен от 30.01.1993г. Так как старый дом был не пригоден для дальнейшего проживания, Хаернасов И.А. снес и в 2005 году построил жилой дом под литером Б. Также возвел веранду под литером б и не жилые строения в виде бани под литером Г5, предбанника под литером Г6.
Все постройки истец возводил своими силами и на свои средства. Полностью несет бремя по содержанию жилого дома, следит за состоянием домовладения, обрабатывает земельный участок.
Фактическое пользование земельным участком, расположенным по адресу ..., ..., ... происходит с 1990г.
Указанные постройки считаются самовольно построенными и в 2009 году истец начал сбор необходимых документов для оформления прав на жилой дом и земельный участок. Истец обратился в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации ГО г.Уфа, согласно градостроительному заключению №ГЗ-Номер обезличен от 10.06.2009г. предоставление земельного участка возможно в установленном законом порядке.
Постановлением главы Администрации ГО г. Уфа РБ Номер обезличен от 27.11.2008 г. «О принятии в эксплуатацию законченных строительством индивидуальных жилых домов, построенных хозспособом в Ленинском районе ГО г. Уфы РБ», жилой дом расположенный по адресу ... ..., ... был принят в эксплуатацию.
Согласно акту согласования границ землевладений - претензий со стороны собственников соседних домовладений не имеется.
Согласно письма Администрация ГО г.Уфа не возражает против передачи земельного участка за плату от 02.09.2010 г.
Согласно ч.4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ», граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 9.1. ст. 3 ФЗ «О введении в действии Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок е может предоставляться в частную собственность.
Согласно п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п.5 ст.36 ЗК РФ заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст.20 ЗК РФ па праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч.1 ст.36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст.36 Конституции РФ). Таким федеральным законом, регламентирующим в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ, граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №25-П от 03.11.1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положении статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 г. №187-0. из п.6 ст.36 ЗК РФ вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст.29 ЗК РФ, подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Пунктом «а» части 1 статьи 3 Федерального закона от 10 мая 2007 года N 69 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» внесены изменения в Земельный кодекс РФ, согласно которым установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, и том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, относится к полномочиям Российской Федерации (ст. 9 Земельного кодекса РФ). Согласно части 4 статьи 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Каких-либо документов, подтверждающих возникшие обстоятельства послужившие основанием для резервирования земли, а также доказательства того, что спорный участок находится в зоне резервирования ответчиками представлено не было.
Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанными с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. №137 -ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Федеральный закон от 30.06.2006 г. о внесении изменений в п. 3 ст. 222 ГК РФ не указывает на то, что действие закона распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие.
Ввиду того, что самовольные постройки возведены до принятия указанного закона, действия по установлению права собственности проведены до вступления в силу изменений в ст. 222 ГК РФ, то к данным правоотношениям следует применить положения указанной статьи в редакции до 30.06.2006 г., поскольку в вышеуказанном Федеральном законе отсутствуют указания о том, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что истцы в настоящее время являются фактическими собственниками вышеуказанных самовольных строений, несут расходы по их содержанию, оплачивает земельный налог. Признание права собственности на самовольные постройки и земельный участок за истцом не нарушит права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаст угрозу жизни и здоровью граждан.
Заслушав доводы истца, изучив и оценив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Признать за Хаернасовым И.А., право собственности на жилой дом под литером Б, веранду под литерами б и не жилые строения в виде бани под литером Г5, предбанника под литером Г6, расположенные по адресу ..., ..., ...;
2. Обязать Администрацию ГО ... РБ заключить с Хаернасовым И.А. договор передачи за плату в собственность земельного участка, площадью 816 кв.м., расположенного по адресу ..., ..., ....
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней.
Судья: Решение суда на 15.10.2010г. в законную силу не вступило