Дело № 2-2998/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 октября 2010 г. Уфа, РБ
Ленинский районный суд г. Уфы в составе:
председательствующего судьи Салимзяновой Г.М.
с участием истца Насыровой Р.Р.,
при секретаре Галиуллиной Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Насыровой Р.Р. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по РБ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Насырова Р.Р. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что она проживает с несовершеннолетней дочерью и мужем в комнате № <адрес> с 2005г., которую получила как работник ОАО УТРЗ, где работает с 2004 года по настоящее время, просит признать за ней и её несовершеннолетней дочерью Насыровой М.Р. право собственности на указанную комнату в порядке приватизации.
<адрес> являлся федеральной собственностью и находился в хозяйственном ведении ОАО «Уфимский тепловозоремонтный завод». В настоящее время указанный дом не передан в собственность городского округа город Уфа.
Ответчик и третьи лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, не явились на судебное заседание, не сообщили об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие. От Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РБ имеется заявление, в котором просит дело рассмотреть в их отсутствие. На основании ч.ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела при данной явке.
В судебном заседании истец Насырова Р.Р. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Выслушав доводы истца, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятия или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Судом установлено, что жилое здание № по <адрес> не передано в муниципальную собственность городского округа город Уфа
Осуществление гражданами РФ своих прав, предоставляемых Конституцией РФ, федеральными законами, другими нормативно-правовыми актами, в нашем случае права приватизации жилья, не может ставиться в зависимость от действий (бездействия) Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по РБ, особенно если бездействие нарушает нормы закона.
Относительно не переданных после приватизации государственных и муниципальных предприятий в муниципальную собственность жилых помещений в общежитиях Верховный суд РФ в Обзоре судебной практики от 07.06.2006г., 14.06.2008г. установил, что правоотношения не переданных в муниципальную собственность жилых помещений в общежитиях должны распространяться те же положения, регулирующие порядок приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежавшие государственным или муниципальным предприятиям.
Судом установлено, что Насырова Р.Р. проживает по указанному адресу с несовершеннолетней дочерью и мужем, который отказалась от своего участии в приватизации в пользу жены и дочери. Насырова Р.Р. имеет постоянную регистрацию в комнате № <адрес>.
Согласно п. 2.5 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность объекты государственной собственности указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся должны были быть переданы в муниципальную собственность городов и районов.
Как следует из Приложения № 3 к указанным объектам государственной собственности относится и жилищный фонд, куда входят общежития.
В силу ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий, должен быть передан в хозяйственное ведение правопреемников этих предприятий либо в ведении органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно ст. 30 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» жилой фонд не может быть приватизирован в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в том числе и жилой фонд, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
Дом <адрес> являлся федеральной собственностью, т.е. принадлежал РФ и находился в хозяйственном ведении ОАО «Уфимский тепловозоремонтный завод».
Ст. 7 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.06.2006 и 14.06.2006 указано, что отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают жилые помещения в домах, использовавшихся ранее в качестве общежитий и принадлежавших государственному предприятию, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 62 ЖК РФ, предметом договора социального найма и приватизации может быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Поскольку Насырова Р.Р. в указанном доме занимает изолированное жилое помещение - комнату, ранее не использовала свое право на приватизацию, что подтверждается справкой ГУП «Бюро технической инвентаризации РБ» от 20.08.2010 № 78456. Насырова Р.Р. зарегистрирована и постоянно проживает в комнате № <адрес>, она вправе приватизировать комнату на основании ст. 2 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Насыровой Р,Р. обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Насыровой Р.Р. удовлетворить.
Признать за Насырова Р.Р. и Насыровой М.Р. право собственности в порядке приватизации на комнату № <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней.
Судья Г.М. Салимзянова Решение не вступило в законную силу 28.10.2010г.