дело № 2-2860/10 по иску Левановой А.И. к Администрациии ГО г. Уфа о признаниии права собственнности на земельный участок



Р Е Ш Е Н И Е

Дело№ 2-2860/10г. Именем Российской Федерации

02 ноября 2010 г. г. Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы в составе:

федерального судьи Мухамедьяровой Р.А.

при секретаре Даутовой Ю.Р.

с участием представителя истца Хабибуллиной Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леванова А.И. к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Леванова А.И. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на земельный участок.

В обосновании иска Леванова А.И. указала, что письмом муниципального учреждения «Земельное агентство» городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в предоставлении земельного участка в собственность по причине того, что на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки на территории г. Уфы зарезервированы для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность. Данный отказ истица считает не- законным и просит суд ее требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель истца Леванова А.И. - адвокат Хабибуллина Л.Р. (ордер № от. 10.2010 г.) исковые требования поддержала, в их обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

В судебное заседание ответчик - Администрация городского округа г. Уфа не явился, извещены надлежащим образом повесткой, имеется расписка, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Судом установлено, что Леванова А.И. на праве собственности принадлежит жилой дом с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Свидетельством о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ №, данное Свидетельство зарегистрировано в БТИ ДД.ММ.ГГГГ году за №.

ДД.ММ.ГГГГ решением исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов <адрес> жилой <адрес> на земельном участке площадью 700 кв. м. был узаконен на праве собственности за ее супругом Л., умершим ДД.ММ.ГГГГ году.

Материалами дела подтверждено, что земельный участок общей площадью 678 кв.м., на котором расположено домовладение пришел государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер №

Письмом МУ «Земельное агентство» городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ № истице было отказано в предоставлении земельного участка в собственность по причине того, что на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки на территории г. Уфы зарезервированы для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.

Согласно ст. 64 ЗК РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В соответствии со ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ч. 1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управления здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды имеют граждане и юридические лица собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (в ред. Федерального закона от 03.10.2004 г. №123-ФЗ).

Согласно ст. 3 ФЗ от 30.06.2006 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», внесены изменения в ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В статье 25.2 данного Закона указано, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, регистрируется в упрощенном порядке, если в документе при предоставлении земельного участка не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, то регистрируется регистрации права собственности этого земельного участка.

Аналогичные права закреплены за собственником объекта недвижимого имущества также ст. 28 Федерального Закона РФ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которого собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками, расположенных на участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства, муниципального образования указанные земельные участки.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ответчик не предоставил суду доказательства невозможности приватизации спорного земельного участка в связи с его резервированием для муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о резервировании, а также в связи с изъятием из оборота по основаниям, предусмотренным ст.27 Земельного кодекса РФ и п.8 ст. 28 Закона РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества с ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом.

Согласно п. 5 ст. 27 ЗК резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель. В силу ст. 131 п.1 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.

Согласно ст. 56 п.6 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно требованию закона Администрация ГО г. Уфа РБ не произвела регистрацию ограничения прав на землю, в том числе на спорный земельный участок, в связи сего резервированием.

Согласно Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от16.09.2008 г. № 5-В08-98 указано, что касается ссылок на п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ, то эта статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не занятые объектами недвижимости, и допускается отказ в предоставлении в собственность граждан таких участков в случае их резервирования для государственных и муниципальных нужд. В том случае, если на земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, к таким отношениям сторон следует применять положения ст. 36 Земельного кодекса РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

Статья 24 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что проект генерального плана принадлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством РФ, опубликованным в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения, заинтересованные лица вправе предоставить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, протоколы публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана. После его утверждения он подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Суду ответчиком не представлены доказательства соблюдения процедуры подготовки и утверждения генерального плана городского округа и также доказательства изъятия спорного земельного участка их оборота.

Земельный кодекс РФ в п.5 ст.1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, отказ Администрации городского округа г. Уфа в предоставлении земельных участков в собственность по мотивам, изложенных в письме МУ «Земельное агенство» Администрации городского округа г. Уфа суд находит незаконным, поскольку он противоречит нормам Земельного кодекса Российской федерации и нарушает права истца в части реализации предоставленных законом прав на приобретение земли в собственность.

При таких обстоятельствах суд находит требования Леванова А.И. подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Леванова А.И. удовлетворить.

Признать за Леванова А.И. право собственности на земельный участок площадью 678 кв.м. кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней.

Федеральный судья- решение суда не вступило в законную силу 08.11.2010 г.