Дело №2-3674/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 ноября 2010 года город Уфа
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Янбулатовой З.С.,
с участием представителя истца Кондрашовой С.В., действующей по доверенности №4856 от 02.09.2010г.,
при секретаре Гимазовой Э.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абсаликова Д.Т. к администрации ГО г. Уфа об обязании заключения договора купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Абсаликов Д.Т. обратился в суд с иском к администрации ГО г. Уфа об обязании заключения договора купли-продажи земельного участка.
В обоснование исковых требований истец указал следующее. Нежилые помещения: административно-производственное здание общей площадью 778,3 кв.м., гараж общей площадью 868,5 кв.м., расположенные по адресу г. Уфа, ул. <адрес>, принадлежат истцу на праве собственности на основании свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года. Вышеуказанные нежилые помещения расположены на земельном участке, общей площадью 5361 кв.м., с кадастровым номером №, находящийся у истца в аренде на основании договора №ДД.ММ.ГГГГ года.
20сентября 2010 года Абсаликов Д.Т. обратился с письменным заявлением в администрацию ГО г. Уфа о подготовке проекта договора купли-продажи спорного земельного участка и направлении его заявителю с предложением о его заключении. Решением МУ «Земельное агентство» городского округа город Уфа РБ по поручению администрации ГО город Уфа от 29.09.2010 года № № было отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка, на основании решения Совета городского округа г. Уфа РБ № № от 28.02.2008г., в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд. Истец полагает, что отказ администрации ГО город Уфа в лице МУ «Земельное агентство» городского округа город Уфа РБ является незаконным, просит обязать администрацию ГО город Уфа Республики Башкортостан заключить с ним договор купли-продажи земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ. В судебном заседании представитель истца Абсаликова Д.Т. -Кондрашова С.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить. Представитель ответчика администрации ГО город Уфа РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.
Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, судприходит к следующему.
Судом установлено, что в сентябре 2010 года истец обратился с письменным заявлением в администрацию ГО г. Уфа о подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка общей площадью 5361 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу г. Уфа, ул. <адрес> и направлении его заявителю с предложением о его заключении. Указанный выше земельный участок находится у истца в аренде на основании договора №№ года. На данном земельном участке расположены нежилые помещения: административно-производственное здание общей площадью 778,3 кв.м., гараж общей площадью 868,5 кв.м., расположенные по адресу г. Уфа, ул. <адрес>, принадлежащие истцу на праве собственности на основании свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением МУ «Земельное агентство» городского округа город Уфа РБ по поручению администрации городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ года № № заявителю было отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка, на основании решения Совета городского округа г. Уфа РБ № №., в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд. Согласно ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В соответствии с частью 3 статьи 35 Земельного кодекса РФ, собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. В случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса. На основании п. 1 ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав наземельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ).
Как следует из содержания нормы ст. 36 ЗК РФ, реализация заинтересованным лицом исключительного права на приватизацию земельного участка включает в себя следующие этапы: принятие на основании заявления гражданина или юридического лица решения о выкупе земельного участка уполномоченным органом местного самоуправления и заключение договора купли-продажи земельного участка.
При этом с учетом разъяснений п. 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", принятие органом местного самоуправления соответствующего решения осуществляется в рамках реализации им властных полномочий с возможностью обжалования решения в порядке главы 24 АПК РФ, а заключение договора купли-продажи земельного участка осуществляется с учетом соблюдения правил ст. 445 ГК РФ.
Как следует из п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений
собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации надлежащим способом исполнения обязанности местной администрации по заключению договора купли-продажи с заявителем является подготовка проекта данного договора и направление его заявителю с предложением о его заключении.
Наличие препятствий для предоставления спорного земельного участка местной администрацией в собственность заявителя не доказано.
Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Вышеназванная правовая норма, не подлежащая расширительному толкованию, содержит закрытый перечень оснований, при наличии которых не допускается предоставление в собственность граждан земельных участков. Установленных законом оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность ответчиком не представлено.
В соответствии с п. 2.2. ст. 3 ФЗ № 137-ФЗ от 25.10.2001г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (п. 2.2 введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ). Согласно статье 64 Земельного Кодекса РФ, все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Судом установлено, что спорный земельный участок, расположенный под нежилыми помещениями сформирован, границы его определены, он поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему индивидуального кадастрового номера. Ответчиком не представлены доказательства того, что спорный земельный участок ограничен в обороте, имеется запрет на приватизацию, земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.Согласно п.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Администрация ГО г.Уфы не представила суду доказательства о том, что спорный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд, поскольку в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 г., ЗК РФ, а также Положением «О резервировании земель», утвержденного Постановлением Правительства № 561, ограничение или обременение прав на недвижимые объекты - земельные участки должны быть зарегистрированы в установленном порядке в Главном Управлении Федеральной Регистрационной Службы РБ, а также в органе кадастрового надзора - Кадастровой палате РБ. Установив, что спорный земельный участок, на котором находится объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности Абсаликову Д.Т. состоит на кадастровом учете, заявление о его выкупе подано заявителем с соблюдением требований, установленных п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на приобретение в собственность спорного земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые Абсаликова Д.Т. удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении Абсаликову Д.Т. в собственность земельного участка общей площадью 5361 кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием: под административно-производственные помещения, расположенный по адресу: Ленинский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. <адрес>.
Расторгнуть договор аренды земельного участка № № года, заключенный между администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Абсаликовым Д.Т..
Обязать администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с Абсаликовым Д.Т. договор купли-продажи земельного участка общей площадью 5361 кв.м., с кадастровым номером №, с разрешенным использованием: под административно-производственные помещения, расположенный по адресу: Ленинский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ул. <адрес> по цене, установленной действующим земельным законодательством на 20 сентября 2010 года (на момент подачи заявления), путем подготовки проекта договора купли-продажи и направления его Абсаликову Д.Т. для подписания в течение одного месяца после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Судья
Решение не вступило в законную силу.