№2-3598/10 по иску Юлдашева к Администрации ГО г. Уфа, Комитету по управлению муниципальной собственностью администрации ГО г. Уфа



2-3598/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«24» ноября 2010 года г.Уфа

Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Легкового В.В.,

представителя истца Юлдашевой Р.С. - Костюкевича К.Б. действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре Максуровой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юлдашевой Р.С. к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка,

установил:

Юлдашева Р.С. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка.

В судебном заседании представитель истца Юлдашевой Р.С. - Костюкевич К.Б., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования Юлдашевой Р.С. поддержал, суду пояснил, что Юлдашева Р.С. является собственником одноэтажного жилого дома, общей площадью 31,80 кв.м., инв.№№, лит.А и пристроя, общей площадью 33,4 кв.м., инв.№, лит.А1., находящихся по адресу: <адрес>. Право собственности на указанные объекты зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Свидетельством о ГРП серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан. Земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 509 кв.м., расположенный под принадлежащим ей объектом недвижимости сформирован и поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Юлдашева Р.С. обратилась к Главе Администрации городского округа г. Уфа с просьбой разрешить выкупить земельный участок, расположенный по адресу: РБ, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ получила ответ (№ ДД.ММ.ГГГГ) за подписью Заместителя председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа - М.А. Лазаренко. В качестве основания отказа было указано решение Совета городского округа город Уфа РБ «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» № от ДД.ММ.ГГГГ в ред. решения Совета от ДД.ММ.ГГГГ №. Представитель истца считает данный отказ незаконным и просит суд признать действие Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в письме исх. исх. № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать ответчиков заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка кадастровым номером №, общей площадью 509 кв.м., расположенного по адресу: №

Представители ответчиков Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан извещенные о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Юлдашевой Р.С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Установлено, что Юлдашева Р.С. является собственником одноэтажного жилого дома, общей площадью 31,80 кв.м., инв.№№ лит.А и пристроя, общей площадью 33,4 кв.м., инв.№№ лит.А1., находящихся по адресу: №.Право собственности на указанные объекты зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Свидетельством о ГРП серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. Земельный участок кадастровым номером №, общей площадью 509 кв.м. сформирован и поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке.

ДД.ММ.ГГГГ Юлдашева Р.С. обратилась к Главе Администрации городского округа г. Уфа с просьбой разрешить выкупить земельный участок, расположенный по адресу: РБ, <адрес>.

Письмом Заместителя председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа <адрес> - М.А. Лазаренко (№ от ДД.ММ.ГГГГ) истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность по тем основаниям, что согласно решению Совета городского округа город Уфа РБ «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» № от ДД.ММ.ГГГГ в ред. решения Совета от ДД.ММ.ГГГГ № данный земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.

Данный отказ в предоставлении земельного участка в собственность суд находит не обоснованным в связи со следующим:

В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Согласно п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица -собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица -собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, Юлдашевой Р.С. принадлежит исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, расположенного под принадлежащим ей строением.

В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (Постановление от 3 ноября 1998 года № 25-П, Определение от 12 мая 2005г. № 187-0).

Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота и ограниченным в обороте.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания для отказа в предоставлении земельных участков в собственность: изъятие земельных участков из оборота, установленный законом запрет на приватизацию земельных участков, резервирование земель для государственных и муниципальных нужд. Других оснований для отказа в приватизации земельных участков законом не предусмотрено.

Ответчиками не представлены суду в силу ст.56 ГПК РФ доказательств того, что спорный земельный участок отнесен к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии с федеральным законодательством.

Таким образом, отказ Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан в предоставлении земельного участка в собственность по мотивам, изложенным в письме Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан суд находит незаконным, поскольку он противоречит нормам Земельного Кодекса Российской Федерации и нарушает права истца в части реализации предоставленных законом прав на земельный участок.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

решил:

Исковые требования Юлдашевой Р.С. к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка удовлетворить.

Признать действие Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в письме Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан исх. № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать Администрацию городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан заключить с Юлдашевой Р.С. договор купли-продажи земельного участка кадастровым номером №, общей площадью 509 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение десяти дней в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ленинский районный суд г.Уфы с момента вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Легковой В.В.

Решение не вступило в законную силу