Дело № 2-3981/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2010 г. г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы в составе:
председательствующего судьи Легкового В.В.,
с участием представителя истца - Хабибуллина Р.М. действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Максуровой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабибуллиной Л.З. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Хабибуллина Л.З. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации ГО г. Уфа о признании за ней право собственности на земельный участок, общей площадью №., кадастровый номер № расположенный по адресу: <адрес>, мотивируя свои исковые требования тем, что она является собственницей индивидуального жилого по дома по вышеуказанному адресу на основании решения исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ об узаконении, что подтверждается регистрационным удостоверением №, выданным Бюро технической инвентаризации. Указанный дом расположен на земельном участке общей площадью 620 кв.м. Фактическое пользование земельным участком по указанному адресу происходит с 1957 года. Проживая в этом доме по настоящее время, ее семья пользуется домовладением и вспомогательными строениями. Она несет бремя содержания его в надлежащем состоянии, вовремя производит оплату налогов и коммунальных платежей. Она и ее семья пользуются земельным участком, на котором располагается дом: выращивают продукты питания (овощи, ягоды), что является основой их рациона. Земельный участок содержится в идеальном порядке и соответствует санитарно - эпидемиологическим нормам.
ДД.ММ.ГГГГ. между ней и ответчиком был заключен договор аренды земельного участка № сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Узнав, что согласно действующему законодательству РФ она имеет право на получение указанного земельного участка в частную собственность, она обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, но ей было отказано в предоставлении земельного участка в ее собственность ввиду того, что он входит в число земель зарезервированных для государственных нужд с ограничением предоставления их в собственность (ответ № от ДД.ММ.ГГГГ).
В судебное заседание представитель истца - Хабибуллин Р.М. полностью поддержал исковое заявление и в обоснование привел доводы изложенные в заявлении.
Ответчик - представитель Администрации ГО г. Уфа РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащем образом, имеется уведомление о надлежащем извещении. Также ответчик был извещен путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Ленинского районного суда г. Уфы (http://leninski.bkr.sudrf.ru), однако он в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, с заявлением о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя не обращался, документов, подтверждающих уважительность неявки в суд, доказательств, либо возражений относительно предмета спора не предоставил. Суд считает причину неявки представителя ответчика неуважительной, т.к. ответчиком является юридическое лицо со штатом сотрудников, которые могли бы явиться в суд и защитить свои интересы. Согласно ст. 167 ГПК РФ суд, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии ответчика.
Выслушав представителя истца, изучив материалы настоящего гражданского дела, представленные доказательства и оценив их в их совокупности, суд считает, что исковые требования Хабибуллиной Л.З. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд. В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 1 и 2 ст. 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п. 12 ст.85).
Судом установлено, что истица является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, на основании на основании решения исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ об узаконении, что подтверждается регистрационным удостоверением №, выданным Бюро технической инвентаризации (л.д.29-30).
Жилой дом расположен на земельном участке общей площадью 620 кв.м. с кадастровым номером 02:55:010358:6 и состоит на кадастровом учете.
Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка (статьи 268 - 270 ГК РФ), на котором расположено это недвижимое имущество.
Согласно п. 2 ст. 268 ГК РФ право постоянного пользования земельным участком может быть также приобретено собственником здания, сооружения и иного недвижимого имущества в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 271 ГК РФ.
Согласно п.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Далее ст. 36 ЗК РФ гласит, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Истица обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, но ей было отказано в предоставлении земельного участка в ее собственность ввиду того, что он входит в число земель зарезервированных для государственных нужд с ограничением предоставления их в собственность (ответ № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.12).
Суд считает данный отказ незаконным, нарушающим права истца.
В соответствии с Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. N 4-В08-11, включенным в Бюллетень № 3 от 25.03.2009 г. собственник дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на получение этого земельного участка в собственность», а также: «судам при вынесении решения о предоставлении зарезервированного для государственных или муниципальных нужд земельного участка в собственность граждан, следует руководствоваться нормами ст. 36 Земельного Кодекса РФ.
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество.,.» № 122-ФЗ от 21,07.1997г. ЗК РФ, а также, Положением «О резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561, ограничение или обременение прав на недвижимые объекты - земельные участки должно быть зарегистрировано в установленном порядке в Управлении Росреестра по РБ, а также в органе кадастрового надзора - Кадастровой палате РБ.
Соответственно п. 1 ст. 4 ФЗ № 122-ФЗ наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежащее государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество возникающие на основании договора, либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно п. 8 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.2008 г. орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно п. 9 вышеуказанного положения государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с Кадастровым планом земельного участка и Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, какая-либо информация о существовании зарегистрированных прав или ограничений прав на данный земельный участок в Кадастровой палате, либо Управлении Росреестра по РБ отсутствует, что означает недействительность существования резервирования данного земельного участка. Следовательно, данный земельный участок является не зарезервированным.
В данном случае Администрация ГО г. Уфы основывает свой отказ на п.4 ст. 28 ЗК РФ, который допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных или муниципальных нужд.
Что касается ссылок на п. 4 ст. 28 ЗК РФ, то эта статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятые объектами недвижимости, то есть свободные от прав граждан и юридических лиц.
О том же говорит и п.2 ст. 16 Закон РБ от 05.01.2004 г. № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан».
Это означает, что резервирование земель для государственных нужд может быть осуществлена лишь на свободные от застройки земельные участки.
В соответствии со ст. 9.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» в случае, если в акте, свидетельстве или ином документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности».
Согласно ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенности установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте такого издания акта на момент его издания; выдаваемая органом местно самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если это земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такс гражданина на данный земельный участок.
Также, на основании Решения Исполкома Уфимского городского Совета депутатов трудящихся от 07.09.1948 г., п. 3 а - при проведении правовой регистрации, владельцам домовладений государственные органы обязаны были выдать Акт о постоянном (бессрочном) пользовании на земельный участок, находящийся под строением, подлежащим правовой регистрации.
А, согласно, Инструкции народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР «Об организации и проведении инвентаризационными бюро жилищно-коммунальных органов в 1946 г. регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР», утв. Приказом народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР № 644 от 28.12.1945 г., п. 5, 6 - объектом регистрации является домовладение в целом с земельным участком, на котором оно расположено, право пользования земельным участком отдельно не регистрируется.
Согласно п. 1, 2 ст. 388 Налогового Кодекса РФ, Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 г. № 56 по применению Закона РФ «О плате за землю» земельный налог уплачивается: собственниками земли, а именно лицами, являющимися собственниками земельных участков; Землевладельцами, а именно лицами, владеющими и пользующимися земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Землепользователями, а имен лицами, владеющими и пользующимися земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, иные лица земельный налог оплачивать не должны.
Это означает, что, высылая на имя истицы требования об оплате земельного налога, государство признавало ее собственником спорного земельного участка, при этом, истица регулярно оплачивала данный земельный налог, в данный время задолженности по оплате земельного налога не имеет.
Также, срок владения и пользования данным земельным участком с 1991 г.
В течение всего срока владения к истице не было предъявлено никаких претензий со стороны государственных органов, она обрабатывала данный земельный участок в соответствии с его функциональным назначением, оплачивала расходы по его содержанию, земельный налог.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Хабибуллиной Л.З, удовлетворить.
Признать за Хабибуллиной Л.З. право собственности на земельный участок, общей площадью №., кадастровый номер №, расположенный в Ленинском районе г. Уфы по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья В.В. Легковой
Решение не вступило в законную силу