№2-110/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 января 2011 года.г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы в составе:
председательствующего судьи Легкового В.В.,
с участием представителя истца – Клеменовой Е.А. (довер. в деле)
при секретаре Максуровой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жаваронкова А.В., к Администрации городского округа г. Уфа РБ о понуждении заключения договора купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Жаворонков А.В. обратился в суд с иском к администрации ГО г. Уфа РБ о признании права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи земельного участка площадью № кв.м., с кадастровым номером №, расположенный в <адрес>, указывая, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ года № Муниципального учреждения «Земельное агентство» городского округа <адрес> РБ по поручению Администрации ГО г. Уфа РБ ему было отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату путем заключения договора купли-продажи земельного участка по причине того, что на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земельных участков в границах городского округа г. Уфа РБ для муниципальных нужд», земельные участки на территории г. Уфы зарезервированы для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
В судебном заседании представитель истца Клеменова Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Администрация ГО г. Уфа РБ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, имеется расписка о надлежащем извещении. Также ответчик был извещен путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Ленинского районного суда г. Уфы ( "http://leninsky.bkr.sudrf.ru" http://leninsky.bkr.sudrf.ru), однако ответчик в суд не явился, причину неявки суду не сообщил, доказательств, либо возражений относительно предмета спора не предоставил. Суд считает причину неявки представителя ответчика неуважительной, т.к. ответчиком является юридическое лицо со штатом сотрудников, которое могло бы явиться в суд и защитить свои интересы. Согласно ст. 167 ГПК РФ суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии ответчика.
Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Жаворонкова А.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Жаворонкову А.В. на праве собственности принадлежит жилой дом с надворными постройками: общей площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Решением Ленинского районного суда г. Уфы РБ № б/н от ДД.ММ.ГГГГ и выданным на его основании свидетельством о государственной регистрации права серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Фактически в пользовании истца и его семьи жилой дом и земельный участок находятся с 1998 года, с момента постройки дома.
Материалами дела подтверждено, что земельный участок общей площадью № кв.м., на котором расположено домовладение прошел государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер №
ДД.ММ.ГГГГ Жаворонков А.В. обратился на имя главы администрации ГО г. Уфа РБ с заявлением о закреплении в собственность за плату вышеупомянутого земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № Муниципальное учреждение «Земельное агентство» городского округа г. Уфа РБ по поручению Администрации ГО г. Уфа РБ истцу было отказано в предоставлении в собственность за плату и оформления договора купли-продажи земельного участка по причине того, что на основании решения Совета городского округа г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки на территории г. Уфы зарезервированы для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
Согласно ст. 64 ЗК РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В соответствии со ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
П. 2 ст. 15 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами не могут находится в частной собственности.
Согласно ч. 1,2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают право на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом и федеральными законами ( в ред. Федерального закона от 03.10.2004 г. № 123- ФЗ).
Аналогичные права закреплены за собственником объекта недвижимого имущества также в ст. 3 ст. 28 Федерального Закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «о приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которого собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками, расположенных на участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства, муниципального образования указанные земельные участки.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Ответчик не предоставил суду доказательства невозможности приватизации спорного земельного участка в связи с его резервированием для муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о резервировании, а также в связи с изъятием из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 Земельного кодекса РФ и п. 8 ст. 28 Закона РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества с ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом.
Согласно п. 5 ст. 27 ЗК РФ резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель. В силу ст. 131 п. 1 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Согласно ст. 56 п. 6 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество с сделок с ним». Согласно требованию закона администрация ГО г. Уфа РБ не произвела регистрации ограничения прав на землю, в том числе на спорный земельный участок, в связи с его резервированием.
Согласно Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.09.2008 г. № 5-В08-98 указано, что касается ссылок на п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, то эта статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не занятые объектами недвижимости, и допускается отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных и муниципальных нужд. В том случае, если на земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, к таким отношениям сторон следует применять положения ст. 36 Земельного кодекса РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Статья 24 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что проект генерального плана подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством РФ, опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения, заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, протоколы публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана. После его утверждения он подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликовании муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Суду Ответчиком не представлены доказательства соблюдения процедуры подготовки и утверждения генерального плана городского округа и также доказательства изъятия спорного земельного участка из оборота.
Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ, пунктом 3 статьи 552 Гражданского кодекса РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования частью земельного участка, занятой этой недвижимостью и необходимой для ее использования.
При таких обстоятельствах суд находит действия Ответчика по предоставлению в собственность за плату Жаворонкову А.В. земельного участка незаконным и находит иск Жаворонкова А.В. подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Жаворонкова А.В. к Администрации городского округа г. Уфа РБ удовлетворить.
Признать отказ Администрации городского округа г. Уфа РБ, выраженный письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № в предоставлении в собственность за плату и заключения договора купли-продажи земельного участка по адресу: <адрес> площадью № кв.м. с кадастровым номером № незаконным.
Обязать Администрацию городского округа г. Уфа РБ, заключить с Жаворонковым А.В. договор купли-продажи земельного участка площадью № кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, по цене, установленной действующим земельным законодательством на момент подачи искового заявления в суд, путем подготовки проекта договора купли-продажи и направления его Жаворонкову А.В. для подписания в течение одного месяца после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Федеральный судьяВ.В. Легковой
Решение не вступило в законную силу на 18.01.11