Дело № 2-71/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2011 годаг. Уфа
Ленинский районный суд г.Уфы в составе:
председательствующего судьи Зайнуллиной С.Р.
с участием представителя истца Жолоб К.А. – Хайдаровой Г.Р., действующей по доверенности от 29.04.2010г.,
при секретаре Мутагаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жолоб К.А. к Администрации ГО г.Уфа о признании отказа незаконным, необоснованным и нарушающими его права и обязании предоставить земельный участок в собственность за плату,
У С Т А Н О В И Л:
Жолоб К.А. обратился в суд с иском к Администрации ГО г.Уфа о признании отказа незаконным, необоснованным и нарушающими его права и обязании предоставить земельный участок в собственность за плату, мотивируя тем, что является собственником индивидуального жилого дома, находящегося по <адрес>. Данный дом расположен на земельном участке, общей площадью 365 кв.м и предоставлен для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
Истец обращался в Администрацию ГО г.Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату, где ему был дан ответ, что данный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд, в связи с чем в удовлетворении его заявления было отказано.
Жолоб К.А. считает данный отказ незаконным, в связи с чем просит признать его незаконным.
Истец Жолоб К.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного разбирательства, передав полномочия своему представителю Хайдаровой Г.Р., в суд не явился. Представитель Администрации ГО г.Уфа, также надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения разбирательства дела, в судебное заседание не явился. Не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела при данной явке.
В судебном заседании представитель истца Хайдарова Г.Р. заявленные требования Жолоб К.А. поддержала, в обоснование привела обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Выслушав доводы представителя истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.64 ЗК РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст.59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Судом установлено, что домовладение, расположенное по <адрес> приобретено истцом по договору купли-продажи от 12.01.2009г. у Ганиевой Э.И., принадлежащее ей на праве собственности. На данное имущество Жолоб К.А. 25.03.2009г. получено свидетельство о государственной регистрации права серии <адрес>.
Указанное домовладение расположено на земельном участке площадью 365 кв.м и разрешенное использование у него – для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
В связи с тем, что истец приобрел индивидуальный жилой дом и одновременно получил в пользование земельный участок, на котором расположены строения, он 23.06.2010г. обратился в Администрацию ГО г.Уфа с просьбой передать ему в собственность за плату данный земельный участок.
Письмом за № от 08.09.2010г. Жолоб К.А. получил ответ с мотивировкой: согласно решению Совета городского округа г.Уфа РБ № от 28.08.2008г. данный земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их собственность. В связи с чем удовлетворение его просьбы не представляется возможным.
Статься 28 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность предоставления земельных участков в собственность граждан.
Материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок прошел государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 02:55:010414:8.
Право пользования земельным участком истцом приобретено одновременно с приобретением права собственности на строения.
В соответствии с п.2 ст.271 ГК РФ. Согласно указанной норме закона собственник здания, сооружения или иной недвижимости имеет право постоянного пользования частью земельного участка, предоставленной таким лицом под недвижимость.
В порядке ст.273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежащее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимым для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст.35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Статьей 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане, имеющие в собственности, здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ.
В соответствии с ч.6 ст.36 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с.ч 2 ст.2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 ст.2 указанного закона и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
от 500 тысяч до 3 миллионов человек – в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
В соответствии с ч.2 ст.25.6 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» от 05 января 2004г. № 59-з, до 01 января лица, не указанные в ч.1 указанного закона и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по следующей цене: в городе Уфе - семнадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно п.4 ст.28 ЗК РФ отказ в предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Подпунктом 5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства земельного участка и прочно связанного с ним объекта, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исходя из изложенных выше норм, суд считает, что Жолоб К.А. имеет право на приобретение спорного земельного участка в собственность.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Администрация ГО г.Уфы не представила суду доказательства о том, что данный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд, поскольку в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество…» № 122-ФЗ от 21.07.1997 г., ЗК РФ, а также Положением «О резервировании земель», утвержденного Постановлением Правительства № 561, ограничение или обременение прав на недвижимые объекты – земельные участки должны быть зарегистрированы в установленном порядке в Главном Управлении Федеральной Регистрационной Службы РБ, а также в органе кадастрового надзора – Кадастровой палате РБ.
Соответственно п.1 ст.4 ФЗ № 122-ФЗ наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора, либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом».
Согласно п.8 «Положения о резервировании земель», утвержденного Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08г.: «Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно п.9 «Положения о резервировании земель», утвержденного Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08г.: «Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка какая-либо информация о существовании зарегистрированных прав или ограничений прав на данный земельный участок в Кадастровой палате отсутствует, что означает недействительность существования резервации данного земельного участка на основании лишь государственного акта о резервировании земли. Следовательно, данный земельный участок не является зарезервированным.
В течение всего срока пользования земельным участком не было предъявлено никаких претензий со стороны государственных органов, доказательств подтверждающих обратное суду не предоставлено.
Более того, согласно обобщению судебной практики рассмотрения дел, вытекающих из земельных правоотношений за период 2006 – 2007 г.г., первое полугодие 2008г. следует, что резервирование земель возможно только в отношении тех земельных участков, которые не освоены.
Таким образом, Администрация ГО г.Уфы в нарушение ст.36 ЗК РФ не произвела процедуру оформления земельного участка в собственность Жолоб К.А., в связи с чем, суд расценивает отказ МУ «Земельное агентство» ГО г.Уфа РБ от 08.09.2010г. № в предоставлении земельного участка в собственность за плату, как не соответствующий закону и нарушающий права и охраняемые законом интересы истца.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Жолоб К.А. являются обоснованными, в связи с чем признает отказ ответчика в предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по <адрес> незаконным, необоснованным и нарушающими его права, поэтому обязывает Администрацию ГО г.Уфа предоставить истцу указанный земельный участок в собственность за плату – по выкупной цене в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Жолоб К.А. удовлетворить.
Признать отказ МУ «Земельное агентство» ГО г.Уфа РБ от 08.09.2010г. за № в предоставлении в собственность за плату земельный участок, расположенный по <адрес> незаконным, необоснованным и нарушающими права Жолоб К.А..
Обязать Администрацию ГО г.Уфа предоставить Жолоб К.А. земельный участок общей площадью 365 кв.м. с кадастровым № расположенный по <адрес> по выкупной цене в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Федеральный судья:
Решение суда на 25.01.2011г. в законную силу не вступило.