Дело № 2-471/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«20» января 2011 годаг.Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы РБ в составе:
федерального судьи Манаповой Г.Х.,
при участии истца Ахуновой Р.Р.,
при секретаре Жукове В.И.,
рассмотрев исковое заявление Петровой Л.А. к ТУ «Росимущество» РФ по РБ и ФГУП «УАПО» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Петрова Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес> ком. 913 мотивируя тем, что Петрова Л.А., Петров В.В. проживают и зарегистрированы в жилом помещении по вышеуказанному адресу, данное жилое помещение предоставлено в связи с трудовыми отношениями с ФГУП «УАПО». Договор социального найма на указанное жилое помещение не заключался. Петровы занимают комнату площадью 16,4 кв. м. с 1995 г., с 2010 г. - комнату 9,6 кв.м. Указанные жилые помещения используются как единый объект.
Петрова Л.А. обратилась с заявлением в управление приватизации жилых помещений СМУ «Центр движимости» г. Уфы, на что получила ответ за № П - 8646 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что жилой <адрес> в реестре имущества городского округа город Уфа РБ не значится, комитет не имеет законных оснований для передачи в собственность занимаемого Петровыми жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца иск поддержала.
Представители ТУ «Росимущество» РФ по РБ, ФГУП «УАПО», в судебное заседание не явились надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, рассмотреть дело в их отсутствие не просили.
В силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд определил рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие надлежаще извещенного ответчика.
Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Петрова Л.А., Петров В.В. проживают в жилом помещении по адресу: <адрес> ком. 913., указанное жилое помещение предоставлено в связи с трудовыми отношениями с ФГУП «УАПО». Петровы занимают жилое помещение, состоящее из 2 комнат: 1) № площадью 16,4 кв.м., 2) № площадью 9,6 кв.м., коммунальные услуги они оплачивают полностью, задолженностей не имеют.
На приватизацию жилого помещения Петровой Л.А. были предоставлены: справка ЖКО ФГУП «УАПО» о регистрации, копия лицевого счета, поэтажный план на комнату 913 в <адрес>. Петров В.В. нотариально заверенным согласием № от ДД.ММ.ГГГГ отказался от участия в приватизации указанной жилой площади.
Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа РБ в приеме заявления Петровой было отказано на том основании, что жилой <адрес> в реестре имущества городского округа город Уфа РБ не значится.
Общежитие по адресу: <адрес>, обслуживает ЖКО ФГУП «УАПО» оно предназначено для проживания работников ФГУП «УАПО».
При реализации Закона РФ от 03.07.1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» общежитие по адресу: <адрес> было включено в жилой фонд указанного предприятия.
Однако в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 03.07.1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» было предусмотрено, что приватизация жилищного фонда регулируется иными законодательными актами РФ и республик в составе РФ. Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
В соответствии с абзацем 1 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.081993 г. № 8 «О некоторых вопросах применении судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами и подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Статьей 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» установлено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
В соответствии с действовавшим Указом Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 до передачи таких объектов в муниципальную собственность они признавались находящимися в ведении администрации по месту расположения объектов. Постановлением Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность» № 3020-1 от 27.12.1991 г. жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О введение в действие Жилищного Кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, т.к. их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Т.к. здание общежития по адресу: <адрес> находится в хозяйственном ведении ФГУП «УАПО» и не передано в муниципальную собственность до настоящего времени, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения, что нарушает их конституционные права, предусмотренные ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Реализация прав граждан не может быть поставлена в зависимость от добросовестного исполнения обязанностей соответствующими юридическими лицами и органами власти. Если государство устанавливает в законе право гражданина на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке (ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»).
Согласно ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество и сделок с ним. Право на недвижимое имущество, установленное решением суда, подлежит государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда.
Занимаемое Петровой Л.А. жилое помещение, согласно закону, не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, Петрова Л.А. ранее в приватизации не участвовала, что подтверждается справками ГУП УГФ «БТИ РБ» № от ДД.ММ.ГГГГ В ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве хозяйственного ведения за ФГУП «УАПО» на объект недвижимого имущества по адресу: <адрес> ком. 913 отсутствует.
Таким образом, суд считает, что требования Петровой Л.А. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Петровой Л.А. к ТУ «Росимущество» РФ по РБ и ФГУП «УАПО» удовлетворить.
Признать за Петровой Л.А. право собственности на жилое помещение общей площадью 26 кв.м. расположенное по адресу: <адрес> ком. 913.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный суд Республики Башкортостан.
Судья Манапова Г.Х. решение в законную силу не вступило