РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации№
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Судья Ленинского районного суда г. Уфы Ильин А.Н.,
при секретаре Хамитовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иксанова Р.Б. к Администрации ГО <адрес> о признании права собственности на пристрои к жилому дому, земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Иксанов Р.Б. обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на два пристроя под литерами А2, А3 и земельный участок расположенные по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Манахов П.А., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования.
Администрации ГО г. Уфы не явилась в суд, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Иксанов Р.Б. является собственником жилого дома, расположенного по адресу <адрес> на основании решения Ленинского районного суда №б/н от ДД.ММ.ГГГГ Позже Иксанов Р.Б. возвел два пристроя под литерами А2, А3, расположенные по адресу <адрес>.
Все постройки истец возводил своими силами и на свои средства. Полностью несет бремя по содержанию жилого дома, следит за состоянием домовладения, обрабатывает земельный участок.
В 2000 году Иксанов Р.Б. заключил с Администрацией г. Уфы в лице председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству ФИО1, Договор аренды земельного участка №/а от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 10 лет.
Указанные постройки считаются самовольно построенными и в 2010 году истец начал сбор необходимых документов для оформления прав на пристрои к жилому дому и земельный участок.
Протоколом заседания комиссии по землепользованию и застройке ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ, был разрешен ввод объекта в эксплуатацию и оформления прав пользования земельным участком. Так же им получена Справка о готовности индивидуального жилого дома к заселению.
Постановлением главы Администрации ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в эксплуатацию законченных строительством индивидуальных жилых домов, построенных хозспособом в Ленинском районе ГО г. Уфы РБ», жилой дом по адресу <адрес> был принят в эксплуатацию.
В 2010 году истец обратился в Администрацию ГО <адрес> РБ о предоставлении земельного участка в собственность, на что они сообщили, что данный земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
Фактическое пользование земельным участком, расположенным по адресу <адрес>, происходит с 1997 года.
Согласно акту согласования границ землевладений – претензий со стороны собственников соседних домовладений не имеется.
Согласно ч.4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ», граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 9.1. ст. 3 ФЗ «О введении в действии Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок е может предоставляться в частную собственность.
Согласно п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п.5 ст.36 ЗК РФ заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст.20 ЗК РФ па праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч.1 ст.36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст.36 Конституции РФ). Таким федеральным законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ, граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №25-П от 03.11.1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положении статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 г. №187-0. из п.6 ст.36 ЗК РФ вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст.29 ЗК РФ, подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
П. «а» ч. 1 ст. 3 ФЗ от 10 мая 2007 года N 69 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» внесены изменения в Земельный кодекс РФ, согласно которым установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, и том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, относится к полномочиям Российской Федерации (ст. 9 Земельного кодекса РФ). Согласно части 4 статьи 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанными с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Федеральный закон от 30.06.2006 г. о внесении изменений в п. 3 ст. 222 ГК РФ не указывает на то, что действие закона распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие.
Ввиду того, что самовольные постройки возведены до принятия указанного закона, действия по установлению права собственности проведены до вступления в силу изменений в ст. 222 ГК РФ, то к данным правоотношениям следует применить положения указанной статьи в редакции до 30.06.2006 г., поскольку в вышеуказанном Федеральном законе отсутствуют указания о том, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Истец в настоящее время является фактическим собственником вышеуказанных самовольных строений, несет расходы по их содержанию.
Признание права собственности на самовольные постройки и земельный участок за истцом не нарушит права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаст угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, исковые требования Иксанова Р.Б. к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на два пристроя к жилому дому под литерами А2, А3, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Иксанова Р.Б. удовлетворить.
Признать за Иксановым Р.Б. право собственности на два пристроя к жилому дому под литерами А2, А3, расположенных по адресу <адрес>.
Расторгнуть Договор аренды земельного участка №/а от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между мной, Иксанова Р.Б., и Администрацией ГО г. Уфы в лице председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству ФИО1
Признать за мной, Иксановым Р.Б., право собственности на земельный участок, площадью 1329 кв.м., расположенный по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней.
СудьяА.Н. Ильин
решение вступило в законную силу 21.02.2011 года.