Дело № 2-512/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Уфа 25 февраля 2010 г.
Ленинский районный суд г. Уфы РБ в составе:
председательствующего судьи Зайнуллиной С.Р.;
при секретаре Мутагаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ялалтдинова А.А. к Администрации городского округа город Уфа об оспаривании решения органа местного самоуправления и понуждении заключить договор купли-продажи,
У С Т А Н О В И Л:
Ялалтдинов А.А. обратился в суд с иском к администрации ГО г.Уфа с требованием об обязании Администрации ГО г.Уфа расторгнуть договор аренды на земельный участок и заключить в отношении него договор купли-продажи.
Ялалтдинову А.А. на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом по адресу: РБ, <адрес> на основании решения суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Главном Управлении Федеральной Регистрационной службы по РБ, на что выдано свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
Указанный жилой дом расположен на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, разрешенное использование - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, категория земель - земли населенных пунктов, предоставленном ему на праве аренды на основании Постановления Главы администрации ГО г.Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ
В порядке досудебного урегулирования требования, истец обращался в Администрацию ГО г.Уфа с просьбой от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении существующего договора аренды и заключения с ним договора купли-продажи в отношении указанного земельного участка, основываясь на положениях ст.2 ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст.36 Земельного Кодекса РФ.
На обращение истца им получен ответ МУ «Земельное агентство» при Администрации г. Уфы, в котором указано, что предоставление земельного участка в собственность не представляется возможным, в связи с тем, что данный земельный участок согласно решения Совета ГО г.Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
Отказ Администрации г.Уфы послужил поводом для обращения в суд с вышеуказанным иском.
В судебное заседание истец не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, представитель истца Галлямов Ф.Ф., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал, просил удовлетворить их.
Представитель ответчика - Администрации ГО г.Уфа, в судебное заседание не явился, возражения на иск не представил, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика в силу ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии с п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ установлены основания для отказа в предоставлении земельных участков в собственность: изъятие земельных участков из оборота, установленный законом запрет на приватизацию земельных участков, резервирование земель для государственных и муниципальных нужд. Других оснований для отказа в приватизации земельных участков законом не предусмотрено.
В соответствии с п.5 ст.36 Земельного кодекса РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (Постановление от 03.11.1998 года N 25-П, Определение от 12.05.2005 г. N 187-О).
Из п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
В соответствии со ст.16 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004г. № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд может осуществляться соответственно Правительством Республики Башкортостан или органами местного самоуправления на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации.
Согласно п.1 ст.16 указанного закона в решении о резервировании земель должны быть указаны цели и сроки резервирования земельных участков, общая площадь и категории земель. В случае резервирования ранее предоставленных земельных участков указываются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитутов.
В силу п.4 ст.9 Градостроительного кодекса РФ не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель при отсутствии документов территориального планирования.
С учетом вышеуказанных норм законодательства в решении о резервировании должны быть указаны цели резервирования земельных участков на основании документов территориального планирования.
Градостроительным кодексом РФ установлено, что документы территориального планирования должны содержать карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства, границы зон планируемого размещения объектов, обоснование предложений по территориальному планированию и направлениях развития территории, информацию об ограничениях в использовании территории.
Таким образом, основанием для резервирования земельных участков могут являться решения соответствующих органов местного самоуправления, принятые на основе документов территориального планирования, содержащих конкретные направления развития территории и перечень тех земельных участков, которые должны быть ограничены в использовании.
Имеющийся же в материалах дела отказ Администрации ГО г.Уфа со ссылкой на резервирование земель является формальным, ответчиком не соблюден надлежащий порядок резервирования земель для муниципальных нужд, не соблюдена процедура обязательной регистрации резервирования, как одного из видов ограничения прав на недвижимое имущество, кроме того, не представлено доказательств того, что сведения о резервировании направлены в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, не основан на конкретных документах территориального планирования и размещения объектов на территории города Уфы.
В соответствии с требованиями п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые, она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не представлены суду доказательства того, что спорный земельный участок отнесен к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте в соответствии с федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах суд находит иск Ялалтдинова А.А. подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ялалтдинова А.А. удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан расторгнуть договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Ялалтдиновым А.А. и Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа, в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, разрешенное использование - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, категория земель - земли населенных пунктов, адрес: <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с Ялалтдиновым А.А. договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, разрешенное использование - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, категория земель - земли населенных пунктов, адрес: <адрес>, по цене, установленной действующим законодательством, т.е. по правилам ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Федеральный судья:
Решение на 10.03.2011г. в законную силу не вступило.