Р Е Ш Е Н И Е № 2-650/11
Именем Российской Федерации
25 февраля 2011 г. г. Уфа
Судья Ленинского районного суда г. Уфы Ильин А.Н.,
при секретаре Хамитовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максютовой З.А. к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Максютова З.А. обратилась в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на 32/100 доли на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>.
В судебном заседании истец, представитель истца Манахов П.А. иск поддержали.
Администрация ГО г. Уфы извещена, в суд не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела.
3 лицо Нестерова Н.А. с иском о признании права по границам землепользования согласна, пояснила, что 3 лицо - Кулеш Л.Г. свыше 10 лет не проживает по данному адресу, местонахождение ее неизвестно.
В соответствии с ч.4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствии ответчика, извещенного о месте и времени судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах не явки и не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя истца, 3 лицо, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Максютова З.А. является собственником 50/100 доли в общей долевой собственности на жилой дом под литером А, расположенного по адресу <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и собственником жилого литера под литером A3 на основании решения Ленинского районного суда № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ при обращении истца в Администрацию ГО г. Уфа о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или путем выкупа, Администрацией ГО г. Уфа истцу было отказано, поскольку часть земельного участка расположена в границах красных линий.
Фактическое пользование земельным участком происходит с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно архивной выписки из протокола № заседания исполнительного комитета Ленинского районного Совета депутатов трудящихся г. Уфы от 11 марта 1949 года «О правовой регистрации строений за их владельцами на праве личной собственности и за государственными предприятиями и общественно-кооперативными организациями на праве государственной общественно-кооперативной собственности по ведомственному фонду» принято решение об утверждении в правовой регистрации на праве личной собственности граждан принадлежащие им строения, расположенные по адресу: <адрес>.
Согласно п. 18 инструкции НККХ от 25.12.1945 года «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР» в случаях включения в городскую (поселковую) черту сельских населенных пунктов и в случаях преобразования в город или поселок сельских поселений, в которых подворных списков или других документов, подтверждающих право собственности на строения или право застройки не имеется райисполкомы выдают фактически владельцам справки, подтверждающие их регистрации, производимой в порядке настоящей Инструкции.
П. 6 НККХ определяет, что регистрации подлежат те строения с обслуживающими их земельными участками, которые закончены строительством и находятся в эксплуатации. Право пользования земельным участком, обслуживающим строение в порядке настоящей Инструкции отдельно не регистрируется.
Таким образом, ранее действующее законодательство закрепило за собственниками строений земельные участки на праве постоянного пользования.
Согласно ч.4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ», граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участками с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона "СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-1 собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участок в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 9.1. ст. 3 ФЗ «О введении в действии Земельного кодекса РФ», е земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладают таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введена действие Земельного кодекса РФ для ведения личного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно ч. 2 ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности на здание. Строения, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Согласно п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные с ст.29 ЗК РФ в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п.5 ст.36 ЗК РФ заявления принимает решение предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст.20 ЗК РФ па праве постоянного (бессрочно) пользования либо готовит проект договора купли-продажи пли аренды земельного участке направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9); граждан и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч.1 ст.36). Условия порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. Конституции РФ). Таким федеральным законом, регламентирующим в том числе условия порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной и муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №25-П от 03.11.1998 года делу о проверке конституционности отдельных положении ст. 4 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Согласно ЗК РФ земельные участки, находящиеся в дарственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с РФ федеральными законами не могут находиться в частной собственности; оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами; так не подлежат приватизации земельные участки общего пользования.
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 года №187-0, п.6 ст.36 ЗК РФ обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст.29 ЗК РФ, подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
П. «а» ч. 1 ст. 3 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» N 69 от 10 мая 2007 года внесены изменения в Земельный кодекс РФ, согласно которым установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, и том числе путем выкупа для государственных и муниципальных нужд, относится к полномочиям Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 70.1 ЗК РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Каких-либо документов, подтверждающих возникшие обстоятельства, послужившие основанием для резервирования земли, а также доказательства того, что спорный участок находится в зоне резервирования, ответчиками представлено не было.
В соответствии с п. 5 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанными с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. №137 -ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса РФ.
Признание права собственности на земельный участок за истцом не нарушит права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаст угрозу жизни и здоровью граждан.
Судом установлено, что истец в настоящее время являются фактическим собственником самовольных строений, несет расходы по их содержанию.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования Максютовой З.А. подлежащими удовлетворению.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Максютовой З.А. право собственности на 32/100 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 461 кв.м., с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.
Судья А.Н. Ильин
решение вступило в законную силу 01.03.2011 года