№2-1068/11 по иску Митиной к Администрации ГО г. Уфа, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ



Дело № 2-1068/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2011 г. г. Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы в составе:

председательствующего судьи Легкового В.В.,

с участием истицы Митиной В.Н.

при секретаре Максуровой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Митиной В.Г. к Администрации ГО г. Уфа, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ о признании факта владения недвижимостью на праве собственностью,

УСТАНОВИЛ:

Митина В.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации ГО г. Уфа, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ о признании № на праве собственности земельным участком по адресу: <адрес>, кадастровый номер № общей площадью № кв.м.

Истица свои исковые требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и Есментовой Н.И., за которую действовала по доверенности Лермонтова ТВ., был заключен договор купли-продажи жилого дома с надворными постройками по адресу: <адрес>. Договор был зарегистрирован в УФРС по РБ, ей было выдано свидетельство о праве собственности.

Указанный жилой дом с надворными постройками расположен на земельном участке с кадастровым номером №, категории земли населенных пунктов, для обслуживания жилого дома, общей площадью № кв.м.

Не так давно она решила узаконить земельный участок. Но выяснилось, что для регистрации права собственности в порядке «садовой амнистии» не хватает правоустанавливающего документа на землю. Она обращалась в архивы, БТИ администрации, но в этих организациях необходимых документов не оказалось.

Государственный регистратор Гатиатуллина М.А. сообщила ей, что тех документов, которые имеются у нее на руках для регистрации права недостаточно.

Она обратилась с соответствующим заявлением от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в котором просила предоставить ей в собственность вышеуказанный земельный участок.

На свое заявление она получила ответ от МУ «Земельное агентство» городского округа город Уфа РБ исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, которым было отказано в приобретении права собственности на указанный земельный участок на основании того, что земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность. Она не согласна с данным решением.

Митина В.Г. в судебном заседании полностью поддержала свое исковое заявление и в обоснование привела доводы, изложенные в нем, просила также исключить из числа ответчиков Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ в суд не явился, однако представил отзыв по которому указано, что он не является участником материальных отношений и не имеет самостоятельных требований в отношении предмета спора, а лишь осуществляет регистрацию прав на основании представленных правоустанавливающих документов в соответствии с законом.

Представитель Администрации ГО г. Уфа РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащем образом, имеется уведомление о надлежащем извещении. Также ответчик был извещен путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Ленинского районного суда г. Уфы (http://leninski.bkr.sudrf.ru), однако он в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, с заявлением о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя не обращался, документов, подтверждающих уважительность неявки в суд, доказательств, либо возражений относительно предмета спора не предоставил. Согласно ст. 167 ГПК РФ суд, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии представителя ответчика.

Выслушав истицу, изучив материалы настоящего гражданского дела, представленные доказательства и оценив их в их совокупности, суд считает, что требования истицы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд. В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 1 и 2 ст. 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п. 12 ст.85).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между истицей и Есментовой Н.И. был заключен договор купли-продажи жилого дома с надворными постройками по адресу: <адрес>. Договор был зарегистрирован в УФРС по РБ. Истица является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> «а», согласно свидетельству о государственной регистрации права.

Земельный участок расположен по вышеуказанному адресу, кадастровый номер № и состоит на кадастровом учете.

Согласно п.9 кадастрового паспорта земельного участка разрешенным использованием земельного участка является - для обслуживания жилого дома.

Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.

Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка (статьи 268 - 270 ГК РФ), на котором расположено это недвижимое имущество.

Согласно п. 2 ст. 268 ГК РФ право постоянного пользования земельным участком может быть также приобретено собственником здания, сооружения и иного недвижимого имущества в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 271 ГК РФ.

Согласно п.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Далее ст. 36 ЗК РФ гласит, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.

В установленном законом порядке истицей был собран полный пакет документов, необходимых для подготовки постановления о предоставлении земельного участка в собственность. Она обратилась с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ на имя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в котором просила предоставить ей в собственность вышеуказанный земельный участок. На свое заявление она получила ответ от МУ «Земельное агентство» городского округа город Уфа РБ исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, которым было отказано в приобретении права собственности на указанный земельный участок на основании того, что земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность. Суд считает данный отказ незаконным, нарушающим права истицы.

Нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.

В соответствии с п. 5 ст. 20 Земельного кодекса РФ, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования имеют право приобрести их в собственность.

На основании Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. № 4-В08-11, включенным в Бюллетень № 3 от 25.03.2009 г. «Собственник дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на получение этого земельного участка в собственность», а также: «судам при вынесении решения о предоставлении зарезервированного для государственных или муниципальных нужд земельного участка в собственность граждан, следует руководствоваться нормами ст. 36 Земельного Кодекса РФ».

Согласно Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. № 5-В08-98 указано, что касается ссылок на п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, то эта статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не занятые объектами недвижимости, и допускается отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных и муниципальных нужд. В том случае, если на земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, к таким отношениям сторон следует применять положения ст. 36 Земельного кодекса РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

Согласно п. 8 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.2008 г.: «Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

На основании п. 5 ст. 27 ЗК РФ резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель. В силу ст. 131 п. 1 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.

В соответствии со ст. 56 п. 6 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество с сделок с ним». Согласно требованию закона администрация ГО г. Уфа РБ не произвела регистрации ограничения прав на землю, в том числе на спорный земельный участок, в связи с его резервированием.

Согласно п. 9 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08 г.: «Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Однако, суду, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не предоставлена какая-либо информация о существовании зарегистрированных прав или ограничений прав на данный земельный участок в Кадастровой палате, либо Управлении Росреестра по РБ, что означает недействительность существования резервации данного земельного участка. Следовательно, данный земельный участок является не зарезервированным.

Согласно ст. 28 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Кроме того, согласно ч.4 с т. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Как следует из архивной выписки из протокола №14 заседания Исполкома Ленинского райсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О правовой регистрации строений за их владельцами на праве личной собственности» следует, что домовладение по <адрес> утверждено к регистрации за Исментовым И.Г. При этом регистрация проводилась в соответствии с Инструкцией РСФСР от 25.12.1945 года.

Согласно, Инструкции народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР «Об организации и проведении инвентаризационными бюро жилищно-коммунальных органов в 1946 г. регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР», утв. Приказом народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР № 644 от 28.12.1945 г., п. 5, 6 - объектом регистрации является домовладение в целом с земельным участком, на котором оно расположено, право пользования земельным участком отдельно не регистрируется.

Согласно п. 1, 2 ст. 388 Налогового Кодекса РФ, Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 г. № 56 по применению Закона РФ «О плате за землю» земельный налог уплачивается: собственниками земли, а именно лицами, являющимися собственниками земельных участков; Землевладельцами, а именно лицами, владеющими и пользующимися земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Землепользователями, а имен лицами, владеющими и пользующимися земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, иные лица земельный налог оплачивать не должны.

Это означает, что, высылая на имя истицы требования об оплате земельного налога, государство признавало ее собственником спорного земельного участка, при этом, истица регулярно оплачивала данный земельный налог, в данный время задолженности по оплате земельного налога не имеет.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Митиной В.Г. удовлетворить.

Признать № Митиной В.Г. на праве собственности земельным участком общей площадью № кв.м, кадастровым номером № по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья В.В. Легковой

Решение вступило в законную силу на 11.03.11