Решение №2-857/2011 по иску Давлетбаевой А.А. к Администрации ГО г. Уфа о расторжении договора аренды земельного участка и признании права собственности на земельный участок



РЕШЕНИЕ № 2-857/11

Именем Российской Федерации

09 марта 2011г. г.Уфа

Судья Ленинского районного суда г.Уфы Ильин А.Н.,

при секретаре Хамитовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давлетбаевой А.А. к Администрации ГО г. Уфа о расторжении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Давлетбаева А.А. обратилась в суд с иском к Администрации ГО г. Уфы о расторжении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>

В судебном заседании представитель истца Манахов П.А. исковые требования поддержал.

Истец, Администрация ГО г. Уфа в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Давлетбаева А.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением главы администрации ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ Давлетбаевой А.А. предоставлен земельный участок площадью 901 кв.м. с кадастровым номером № по адресу <адрес>, в аренду сроком на 5 лет для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.

Давлетбаева А.А. заключила с Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г. Уфа РБ договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 лет.

Фактическое пользование земельным участком, расположенным по адресу <адрес> происходит с ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности возникло на основании решения Ленинского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ

В ДД.ММ.ГГГГ в Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г.Уфа РБ на обращение с просьбой о расторжении договора аренды земельного участка, Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г. Уфа письмом № от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что оснований для расторжения договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Согласно ч.4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п. 9.1. ст. 3 ФЗ «О введении в действии Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок е может предоставляться в частную собственность.

Согласно ч. 2 ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

Согласно п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, в двухнедельныйсрок со дня поступления указанного в п.5 ст.36 ЗК РФ заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст.20 ЗК РФ, па праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч.1 ст.36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. З ст.36 Конституции РФ). Таким федеральным законом, регламентирующим в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №25-П от 03.11.1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положении статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами,гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются вчастную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).

Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 г. №187-0. из п.6 ст.36 ЗК РФ вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст.29 ЗК РФ, подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.

П. «а» ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 10 мая 2007 года N 69 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» внесены изменения в Земельный кодекс РФ, согласно которым установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, и том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, относится к полномочиям Российской Федерации (ст. 9 Земельного кодекса РФ). Согласно ч. 4 ст. 70.1 ЗК РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.

Каких-либо документов, подтверждающих возникшие обстоятельства, послужившие основанием для резервирования земли, а также доказательства того, что спорный участок находится в зоне резервирования ответчиками представлено не было.

П. 5 ст. 1 ЗК РФ в установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанными с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. №137 ФЗ «О введении вдействие Земельного кодекса Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.»

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Давлетбаевой А.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Давлетбаевой А.А. удовлетворить.

Расторгнуть договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г. Уфа РБ и Давлетбаевой А.А..

Признать право собственности за Давлетбаевой А.А. на земельный участок площадью 901 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: РБ, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней.

Судья А.Н. Ильин

решение не вступило в законную силу на 13.03.2011 г.