Решение №2-1024/2011 по иску Кирилловой А.И. к Администрации ГО г.Уфы, КУМС Администрации ГО г. Уфа о расторжении договора аренды земельного участка, признании права собственности на земельный участок



РЕШЕНИЕ № 2-1024/11

Именем Российской Федерации

11 марта 2011г. г.Уфа

Судья Ленинского районного суда г.Уфы Ильин А.Н.,

при секретаре Хамитовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирилловой А.И. к Администрации ГО г.Уфы, КУМС Администрации ГО г. Уфа о расторжении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Кириллова А.И. обратилась в суд с иском к Администрации ГО г.Уфы, КУМС Администрации ГО г. Уфа о расторжении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, признании права собственности на земельный участок.

В судебном заседании представитель истца Манахов П.А. исковые требования поддержал.

Истец, ответчик в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Кириллова А. И. является собственником жилого дома под литерами, расположенного по адресу <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство № от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Кирилловой А.И. был предоставлен земельный участок площадью 691,0 кв.м. по адресу <адрес>, относящийся к категории земель поселений, в аренду на 5 лет для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.

В ДД.ММ.ГГГГ между КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ и Кирилловой А.И. был заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 лет.

В ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу <адрес> собственность бесплатно или путем выкупа, Администрацией Го г. Уфа ей было отказано, поскольку часть земельного участка расположена в границах красных линий и приобретение права собственности на земельный участок не представляется возможным.

В ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, на что КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ сообщил, что оснований для расторжения договора аренды земельного участка не имеется.

Согласно акту согласования границ земельного участка претензий со стороны собственников соседних домовладений нет.

Из Архивной выпиской из протокола № заседания исполкома Ленинского районного Совета депутатов трудящихся г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ фактическое пользование земельным участком, расположенным по адресу <адрес>, происходит с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 18 инструкции НККХ от 25.12.1945 г. «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР» в случаях включения в городскую (поселковую) черту сельских населенных пунктов и в случаях преобразования в город или поселок сельских поселений, в которых подворных списков или других документов, подтверждающих право собственности на строения или право застройки, не имеется, райисполкомы выдают фактически владельцам справки, подтверждающие их регистрации, производимой в порядке настоящей Инструкции.

В соответствии с п. 5 вышеуказанной инструкции «… объектом регистрации является домовладение в целом с самостоятельным земельным участком, под отдельным порядковым номером по улице, переулку, площади независимо от числа совладельцев данного домовладения»

П. 6 указанного документа определяет, что регистрации подлежат те строения с обслуживающими их земельными участками, которые закончены строительством и находятся в эксплуатации. Право пользования земельным участком, обслуживающим строение, в порядке настоящей Инструкции отдельно не регистрируется.

Таким образом, ранее действующее законодательство закрепило за собственниками строений земельные участки на праве постоянного пользования. Иное толкование норм ранее действующего законодательства не предусматривалось ввиду того, что возведение на земельном участке жилых построек без разрешения противоречила ранее действующему законодательству и преследовалось по закону вплоть до уголовной ответственности.

Согласно ч.4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ.

В соответствии с п. 9.1. ст. 3 ФЗ «О введении в действии Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок е может предоставляться в частную собственность.

На основании п.6 ст.36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, в двухнедельныйсрок со дня поступления указанного в п.5 ст.36 ЗК РФ заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст.20 ЗК РФ па праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч.1 ст.36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. З ст.36 Конституции РФ). Таким федеральным законом, регламентирующим в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №25-П от 03.11.1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положении статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами,гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются вчастную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).

Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанными с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Признание права собственности на земельный участок не нарушит права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаст угрозу жизни и здоровью граждан.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Кирилловой А.И. являются обоснованными, и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Кирилловой А.И. удовлетворить.

Расторгнуть договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г. Уфа РБ, и Кирилловой А.И..

Признать за Кирилловой А.И. право собственности на земельный участок, площадью 691 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, с кадастровым номером №

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней.

Судья А.Н. Ильин

решение не вступило в законную силу на 16.03.2011 г.