решение Журавлев Г.А.



РЕШЕНИЕ

Дело № 2-2089 /10 г. Именем Российской Федерации

04 августа 2010 года г. Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

федерального судьи Мухамедьяровой Р.А.,

при секретаре Хамитовой Р.Р.

с участием представителя истца Максимовой М.А., действующей на основании доверенности № 2353 от 13 августа 2009г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Журавлева Г.А. к Администрации ГО г. Уфы РБ, Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г. Уфы РБ, о признании незаконным решения органа местного самоуправления, о признании права на выкуп земельного участка, об обязании совершить определенные действия,

УСТАНО В И Л:

Истец Журавлев Г.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации ГО г. Уфы РБ (далее – Администрация), Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г. Уфы РБ (далее – КУМС) о признании незаконным решения органа местного самоуправления, о признании права на выкуп земельного участка, об обязании совершить определенные действия. В обоснование своих исковых требований истец ссылается, что на основании постановления главы администрации городского округа город Уфа РБ №2853 от 16 июля 2001 года и договора аренды № 1609-2001 от 26.07.2001г. Журавлев Г.А. владеет и пользуется земельным участком с кадастровым номером 02:55:050233:46 площадью 1151 кв.м. из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: ..., г. Уфа, ..., ..., предназначенный для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек. На арендуемом земельном участке расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности Журавлева Г.А. на основании решения Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 29.01.2001г., а также на основании свидетельства о праве на наследство по закону №2-1381 от 11.05.2001г., удостоверенное М. г. Уфа. Указанные выше документы прошли установленную законом регистрацию, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серия 02 –УФ Номер обезличен

Письмом 27 октября 2009 года истец обратился Администрацию с просьбой о предоставлении в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ права собственности на указанный выше земельный участок, о подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка и направлении его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В ответ было получено письмо (Исх. № 01-01-17226 от 23.11.2009г.) КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ, в котором сообщалось об отказе в предоставлении земельного участка в собственность. Отказ в удовлетворении просьбы был мотивирован тем, что согласно решению Совета городского округа город Уфа РБ № 15/7 от 23.04.2009г. испрашиваемый земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.

Отказ в предоставлении права собственности на указанный земельный участок истец считает незаконным, так как на спорные правоотношения не распространяется установленная в п. 4 ст. 28 ЗК РФ возможность отказа в предоставлении в собственность гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае их резервирования для государственных или муниципальных нужд.

Истец полагает, что к возникшим отношениям сторон следует применять положения ст. 36 ЗК РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. Норма пункта 4 ст. 28 ЗК РФ, регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, только не занятых объектами недвижимости, и допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных или муниципальных нужд.

Истец Журавлев Г.А. на судебное заседание не явился, о времени и месте извещена надлежащим образом, через своего представителя л.д.74).

Представитель истца – Максимова М.А. исковые требования поддержала в объеме и на основании, изложенных в исковом заявлении, просила суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации и КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ на судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления л.д.75,77).

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при такой явке лиц, участвующих в деле.

Выслушав Максимову М.А., исследовав письменные материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. При этом абз. 2 п. 1 данной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрено исключительное право граждан - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию таких земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Согласно ФЗ РФ от 24.07.2007 № 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности», ст. 3 п. 2.2. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного Кодекса РФ.

Судом установлено, Журавлев Г.А. на основании постановления главы администрации городского округа город Уфа РБ №2853 от 16 июля 2001 года и договора аренды № 1609-2001 от 26.07.2001г. владеет и пользуется земельным участком с кадастровым номером 02:55:050233:46 площадью 1151 кв.м. из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: ..., г. Уфа, ..., ..., предназначенный для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек. На арендуемом земельном участке расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности Журавлева Г.А. на основании решения Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 29.01.2001г., а также на основании свидетельства о праве на наследство по закону №2-1381 от 11.05.2001г., удостоверенное М. г. Уфа. Указанные выше документы прошли установленную законом регистрацию, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серия 02 –УФ №Номер обезличен

Истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа РБ с просьбой предоставить в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ право собственности на занимаемый им земельный участок, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора, о чем свидетельствует письмом от 27.10.2009г.

Письмом (Исх. № 01-01-17226 от 23.11.2009г.) КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ отказал истцу в предоставлении земельного участка в собственность. Отказ в удовлетворении был мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность согласно решению Совета ГО г. Уфа РБ № 15/7 от 23.04.2009г..

Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением отдельных случаев, в том числе резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Суд находит обоснованными доводы истца о необходимости применения к спорным отношениям сторон положения ст. 36 ЗК РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. При этом, п. 4 ст. 28 ЗК РФ, регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятых объектами недвижимости, и допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных или муниципальных нужд. Таким образом, нормы п. 4 ст. 28 ЗК РФ о возможности отказа в предоставлении в собственность земельного участка в связи с резервированием не распространяются случаи, когда участок предоставляется по заявлению собственника объекта недвижимости по ст. 36 ЗК РФ, а не на общих основаниях. Положения ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.

Истец обратился к органу местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок именно как собственник недвижимого имущества в соответствии со ст. 36, ЗК РФ, а не на общих основаниях согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ. Таким образом, отказ в предоставлении права собственности на земельный участок не соответствует положениям ст. 36 Земельного кодекса РФ и ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно ст. 70.1. ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Исходя из приведенной правовой нормы следует, что земельные участки, не предоставленные гражданам, могут резервироваться по основаниям, установленным ст. 49 ЗК РФ, а также по дополнительному основанию в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Земельные участки, предоставленные гражданам или юридическим лицам, резервируются только на основаниях, установленных ст. 49 ЗК РФ, перечень которых является закрытым.

Согласно Решению Совета ГО г. Уфа Республики Башкортостан «О резервировании земельных участков в границах городского округа г. Уфа РБ для муниципальных нужд» от 28.02.2008 г. № 33/9 (в ред. решений Совета ГО г. Уфа РБ от 23.04.2009 № 15/7) цель резервирования обозначена как размещение объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, что возможно только в отношении земельных участков, ранее не предоставленных гражданам или юридическим лица.

В спорных же отношениях был резервирован земельный участок, ранее предоставленный истцу на правах аренды.

Согласно ст. 5 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 561, п. 6 ст. 37 решения Совет ГО г. Уфа РБ от 22 августа 2008 г. № 7/4 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ» установление целей резервирования является обязательным реквизитом решения о резервировании.

Таким образом, обжалуемое решение (отказ в предоставлении права собственности) является незаконным, так как решение о резервировании с указанными в нем целями не соответствует требованиям действующего законодательства, установленным в установленным в ст. 49, 70.1. ЗК РФ. Далее, согласно ст. 9 Положения о резервировании и п. 9 ст. 37 решения Совета о правилах землепользования и застройки государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Исходя из вышеприведенной нормы суд приходит к выводу, что решение о резервировании земель подлежит обязательной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с внесением сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), а также внесения такой информации в государственный кадастр объектов недвижимости. Соответственно в Выписке из ЕГРП, в графе «ограничения (обременение) права» должна быть указана информация о резервировании земельного участка для государственных и муниципальных нужд. В данном случае, согласно представленной истцом выписке из ЕГРП от 26 августа 2009 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:05 02 33:0046, принадлежащем истцу на праве аренды, такой информации не содержится.

Исходя из материалов дела, суд установил, что оспариваемое решение органа местного самоуправление о резервировании находящихся в муниципальной собственности земельных участков, не прошло соответствующую процедуру регистрации. Соответственно суд приходит к выводу, что прав у органа местного самоуправления, связанных с резервированием участка, не возникло.

Согласно п. в) ст. 5 Положения о резервировании земель решение о резервировании земель должно содержать ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель. Соответственно, ограничение права собственности и иных вещных прав вследствие резервирования могут быть только в конкретно определенных в законе формах. Согласно п. 1 ст. 56.1, п. 1 ст. 40 ЗК РФ в связи с резервированием для государственных или муниципальных нужд могут быть ограничены такие права арендаторов земельных участков как, возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; а также проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культурные, технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

Ограничение права арендатора в виде запрета приобретать земельные участки в собственность в указанных нормах права не установлено.

Согласно оспариваемому решению Совета ГО г. Уфа РБ «О резервировании земельных участков в границах городского округа г. Уфа РБ для муниципальных нужд» от 28.02.2008 г. № 33/9 (в ред. решения Совета ГО г. Уфа РБ от 23.04.2009 № 15/7) в п. 1.1 предусмотрено, что резервирование земельных участков осуществляется «с ограничением предоставления их в собственность физическим или юридическим лицам на срок до 01.01.2011.» Таким образом, оспариваемое решение ограничило права арендатора земельного участка путем исключения возможности приобрести земельные участки в собственность, что не соответствует п. 1 ст. 56.1, п. 1 ст. 40 ЗК РФ, п. в) ст. 5 Положения о резервировании земель, так как действующее законодательство подобной формы ограничения не предусматривает.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Ответчиком не представлено доказательств законности принятия оспариваемого решения, соблюдения установленной законом процедуры принятия и регистрации решения о резервировании, а также отсутствие нарушения законных прав и интересов арендатора земельного участка и собственника находящегося на нем недвижимого имущества.

В соответствии с правовой позиции, содержащейся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В данном случае имеет место перечисленные выше нарушения законодательства и нарушены права собственника недвижимого имущества на приобретение в собственность земельного участка, находящегося под его объектами недвижимости, предусмотренные ст. 36 Земельного кодекса РФ и ст. 3 п. 2.2. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, суд в удовлетворении исковых требований в части обязания Администрации городского округа город Уфа РБ, Комитета по управлению муниципальной собственности Администрации городского округа город Уфа РБ заключить с Журавлевым Г.А. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:05 02 33:0046, расположенного по адресу: ..., г. Уфа, ..., ..., ..., отказывает, поскольку заключение договора купли-продажи несет заявительный характер, то есть истец сам должен обратиться к ответчику.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Журавлева Г.А. к Администрации городского округа г. Уфы РБ, Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г. Уфы РБ о признании незаконным решения органа местного самоуправления, о признании права на выкуп земельного участка, об обязании совершить определенные действия – удовлетворить частично.

Признать незаконным, отменить решение Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 01-01-17226 от 23.11.2009 года об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1 151 кв. метров с кадастровым номером 02:55:05 02 33:0046, расположенного по адресу: ..., г. Уфа, ..., ..., ....

Признать право Журавлева Г.А. на выкуп земельного участка площадью 1 151 кв. метров с кадастровым номером 02:55:05 02 33:0046, расположенного по адресу: ..., г. Уфа, ..., ..., ..., предназначенный для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Федеральный судья: Мухамедьярова Р.А.

Решение суда в ступило в законную силу 15.08.2010 г.