РЕШЕНИЕДело № 2-961/11
Именем Российской Федерации
28 марта 2011 г.г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы в составе:
председательствующего судьи Легкового В.В.,
с участием заявителя Зарипова Э.Р.
при секретаре Максуровой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зарипова Э.Р. к Администрации городского округа г. Уфа (далее Администрация ГО г. Уфа) о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Зарипов Э.Р. обратился в суд с заявлением к Администрации ГО г. Уфа о признании отказа Администрации ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении ему в собственность земельного участка размером 985,0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер № недействительным и об обязании Администрации ГО г. Уфа РБ в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка размером 985 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер № и направить его в адрес с предложением о заключении.
Заявитель мотивировали свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по вышеуказанному адресу. Вышеуказанный земельный участок ранее был закреплен за домовладельцами Ленинского района решением № от ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией ГО г. Уфа РБ ему было отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка, так как этот участок зарезервирован для муниципальных нужд. Зарипов Э.Р. считает данный отказ незаконным.
В судебном заседании Зарипов Э.Р. полностью поддержал требования, в обоснование привел доводы, изложенные в нем.
Ответчик – представитель Администрации ГО <адрес> РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащем образом, имеется уведомление о надлежащем извещении. Также ответчик был извещен путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Ленинского районного суда г. Уфы (bkr.sudrf.ru" http://leninski.bkr.sudrf.ru), однако он в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, с заявлением о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя не обращался, документов, подтверждающих уважительность неявки в суд, доказательств, либо возражений относительно предмета спора не предоставил. Суд считает причину неявки представителя ответчика неуважительной, т.к. ответчиком является юридическое лицо со штатом сотрудников, которые могли бы явиться в суд и защитить свои интересы. Согласно ст. 167 ГПК РФ суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии ответчика.
Выслушав заявителя, изучив материалы настоящего гражданского дела, представленные доказательства и оценив их в их совокупности, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд.
В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 1 и 2 ст. 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п. 12 ст.85).
Судом установлено, что заявитель Зарипов Э.Р. является собственников домовладения расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>
Земельный участок расположен по вышеуказанному адресу, имеет площадь 985 кв. м., кадастровый номер № и состоит на кадастровом учете <данные изъяты>
Исходя из решения № от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный земельный участок ранее был закреплен за домовладельцами Ленинского района под посев картофеля и овощей на 1965 год (л.д.8).
Ст. 36 ЗК РФ гласит, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
В установленном законом порядке заявитель обратился в Администрацию ГО г. Уфа ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление о предоставлении в собственность спорного земельного участка с приложением всех необходимых документов.
На свое заявление он получил ответ от Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г. Уфа исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, которым было отказано в приобретении права собственности на указанный земельный участок на основании того, что земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
Суд считает данный отказ незаконным, нарушающим права заявителя.
Нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Земельного кодекса РФ, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования имеют право приобрести их в собственность.
На основании Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. № 4-В08-11, включенным в Бюллетень № 3 от 25.03.2009 г. «Собственник дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на получение этого земельного участка в собственность», а также: «судам при вынесении решения о предоставлении зарезервированного для государственных или муниципальных нужд земельного участка в собственность граждан, следует руководствоваться нормами ст. 36 Земельного Кодекса РФ».
Согласно Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. № 5-В08-98 указано, что касается ссылок на п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, то эта статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не занятые объектами недвижимости, и допускается отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных и муниципальных нужд. В том случае, если на земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, к таким отношениям сторон следует применять положения ст. 36 Земельного кодекса РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Согласно п. 8 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.2008 г.: «Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
На основании п. 5 ст. 27 ЗК РФ резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель. В силу ст. 131 п. 1 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
В соответствии со ст. 56 п. 6 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество с сделок с ним». Согласно требованию закона администрация ГО г. Уфа РБ не произвела регистрации ограничения прав на землю, в том числе на спорный земельный участок, в связи с его резервированием.
Согласно п. 9 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08 г.: «Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Однако, суду, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не предоставлена какая-либо информация о существовании зарегистрированных прав или ограничений прав на данный земельный участок в Кадастровой палате, либо Управлении Росреестра по РБ, что означает недействительность существования резервации данного земельного участка. Следовательно, данный земельный участок является не зарезервированным.
Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования частью земельного участка, занятой этой недвижимостью и необходимой для ее использования.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявление Зарипова Э.Р. обоснованным и подлежащем удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Зарипова Э.Р. удовлетворить.
Признать отказ Администрации ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении Зарипову Э.Р. в собственность земельного участка размером 985,0 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер № недействительным.
Обязать Администрацию ГО г. Уфа РБ в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка размером 985 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер № и направить в адрес Зарипова Э.Р. с предложением о заключении.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.
СудьяВ.В. Легковой
Решение не вступило в законную силу на 5.04.11