№ 2-716/11 решение по иску Сагитуллина У.Н. к МФ РФ в лице УФК по РБ о взыскании компенсации по лицевому рассчетному чеку



2-716/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2011 года

Ленинский районный суд г.Уфы в составе:

председательствующего судьи Салимзяновой Г.М.

с участием представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по РБ- Шайхисламова Ф.Р. по доверенности № от 11.-1.2-1-г., доверенности № от 30.04.2010г.,

при секретаре Галиуллиной Г.М.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Сагитуллина У.Н. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по РБ, о взыскании денежной компенсации по целевому расчетному чеку,

у с т а н о в и л :

Сагитуллин У.Н. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по РБ, о взыскании денежной компенсации по целевому расчетному чеку в сумме 215 397 руб. 85 коп., мотивируя тем, что он проживал в Республике Бурятии до 1995 года, где ранее работающие граждане имели возможность свои денежные средства вкладывать на специально открытые расчетные счета в Сбербанке России. После полной оплаты государство предоставляло целевой расчетный чек на приобретение легкового автомобиля.

В настоящие время я являюсь владельцем целевого расчетного чека № № на приобретение в срок с 28.03. 1994.г. по 29.07.1994.г. легкового автомобиля <данные изъяты> в <адрес>, стоимостью 17000 рублей( семнадцать тысяч) по ценам 1994.г. и расчетного чека № № на сумму 7500 рублей выданных отделением Сберегательного банка <данные изъяты> <адрес>.

При неоднократном обращении в Министерство Финансов Российской Федерации в 1996.г. и в 1998.г. мною были получены ответы, что льготная реализация легковых автомобилей с компенсацией удорожания стоимости за счет Федерального бюджета РФ осуществляется только владельцам целевых чеков с правом получения автомобилей в 1991-1992.г. Правительство РФ без достаточных оснований и вопреки требованиям ст.ст.168, 169 ГК РФ произвело отсрочку исполнения обязательств, в результате чего мое право на покупку автомобиля по целевым чекам не было реализовано

А что касается целевых чеков с правом получения автомобиля в 1994.г. то правительством РФ проект государственной программы погашения государственных долговых обязательств не рассмотрен.

В 2005.г. Министерство Финансов РФ информировало о том, что выплата денежной компенсации в размере части стоимости указанной в целевом чеке, устанавливается исходя из процентного соотношения оплаченного вкладчиком обязательства, части стоимости автомобиля.

В 2009.г. мой сын, после направления письма в Министерство Финансов РФ, получил ответ, в котором указан срок погашения задолженности по целевых расчетным чекам на приобретение легковых автомобилей был установлен с 01.01.2002.г. по 31.12.2003.г., о чем ему не было известно.

На основании изложенного истец просит удовлетворить исковые требования.

Истец Сагитуллин У.Н. надлежаще извещен, от него имеется письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия ( л.д.67).

Представитель ответчика с иском не согласился, в связи с необоснованностью.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 143 ГК РФ, к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

В силу стать 145 ГК РФ права, удостоверенные ценной бумагой, могут принадлежать: предъявителю ценной бумаги (ценная бумага на предъявителя); названному в ценной бумаге лицу (именная ценная бумага); названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо (ордерная ценная бумага).

Согласно Федеральному закону от 01.06.1995 № 86-ФЗ “О государственных долговых товарных обязательствах” для каждого вида обязательства определен размер компенсации, по ним также установлен трехгодичный срок исковой давности, который исчисляется с 1 августа 2009 года. В связи с этим в 2008 году погашение вышеуказанных обязательств в Министерстве осуществлялось с учетом действующего срока исковой давности только на основании решений судебных органов о продлении срока погашения.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 1 июня 1995 г. "О государственных долговых товарных обязательствах" внутренний государственный долг Российской Федерации, в который входят и долговые товарные обязательства по целевым облигациям и искам на приобретение легковых автомобилей, подлежит полной, а не частичной компенсации. Во исполнение этого Закона Правительством Российской Федерации 16 января 1996 г. было принято постановление N 33 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах", которым на Министерство финансов Российской Федерации до принятия Государственной программы погашения государственных долговых товарных обязательств была возложена обязанность обеспечить погашение задолженности гражданам по этим обязательствам исходя из средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год, с учетом требований указанного Федерального закона.

Этим же постановлением признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 1994 г. N 344, в котором была предусмотрена возможность лишь частичной (60%) компенсации стоимости автомобилей.

Постановлением №1006 от 27декабря 2000г. Правительство РФ «О государственной программе погашения в 2001-2004 годах государственного внутреннего долга РФ по государственным долговым товарным обязательствам» утвердило порядок расчета денежной компенсации за проводимые за пределами РФ или снятые с производства легковые автомобили, указанные в облигациях государственных целевых беспроцентных займов, целевых расчетных чеках и на счетах по действующим целевым вкладам, который определяется ежеквартально по согласованию с заводами-изготовителями.

Согласно протокола расчетных цен на легковые автомобили, произведенные за пределами Российской Федерации или снятые с производства, указанные в целевых расчетных чеках и на счетах по действующим целевым вкладам на 2-й квартал 2010 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1006 "О Государственной программе погашения в 2001 - 2004 годах государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным долговым товарным обязательствам" определен расчет денежной компенсации по государственным долговым товарным обязательствам в соответствии с Федеральным законом от 1 июня 1995 г. N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах" при защите интересов казны Российской Федерации при рассмотрении исков граждан в судебных органах по государственным долговым товарным обязательствам.

Из материала дела следует, что Сагитуллину У.Н. выдан целевой расчетный чек № № на 10 000 рублей. Выдан отделением ( филиалом) № <адрес>, Счет № отделения Сберегательного банка СССР № в РКЦ банка № <адрес>, для уплаты за автомобиль <данные изъяты> в <адрес> с 28.03.1994 г. по 29.07.1994г. Ему же выдан к указанному целевому расчетному чеку Расчетный чек № № на сумму 7500 руб. (л.д.15).

Из справки Сбербанка России Северобайкальского ОСБ № следует, что целевой № № находится на остатке Северобайкальского ОСБ № не погашен и не сквитован. Остаток на 01.01.1992г. составляет 3040 руб. 54 коп.

Стоимость автомобиля <данные изъяты> суд берет не на период остатка денежных средств – 01.01.1992г., а на момент исполнения обязательств, в соответствии со с.3 Федеральный закон от 01.06.1995 N 86-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О государственных долговых товарных обязательствах" (принят ГД ФС РФ 24.03.1995). Согласно которому, для владельцев целевых расчетных чеков с правом приобретения легковых автомобилей в 1993 - 1995 годах и действующих целевых вкладов - выплату денежной компенсации в размере части стоимости указанного в чеке автомобиля, установленной исходя из процентного соотношения оплаченной владельцем обязательства части стоимости автомобиля на 1 января 1992 года (по действовавшим до 1 января 1992 года ценам) и стоимости автомобиля, указанного в чеке, определяемой по согласованию с заводом-изготовителем на момент исполнения обязательств.

С учетом Письма № от 21.06.2010г. Министерства финансов Российской Федерации суд произвел расчет компенсации подлежащую взысканию с ответчика: остаток целевого вклада истца по состоянию 01.01.1992г. составил 3040 руб. 54 коп., стоимость автомобиля <данные изъяты> на 2-й квартал 2011 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 г. № «О Государственной программе погашения в 2001-2001 годах государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным долговым товарным обязательствам» стоимость <данные изъяты> составил 236 298 руб. 99 коп. (л.д.114 оборот. стор.). Таким образом, на 01.01.1992г. истец выплатил 17,39% от стоимости автомобиля <данные изъяты> (3042,54 руб. : 17500 = 0,1739 (17,39%).

Размер компенсации, предусмотренной в соответствии с действующим законодательством Сагитуллину У.Н. в счет погашения целевого расчетного чека с правом приобретения автомобиля <данные изъяты> в 1993 году составляет 41092 руб. 39 коп. ( 236 298 руб. 99 коп. Х 17,39%).

Истец произвел не полный расчет, указав лишь стоимость автомобиля <данные изъяты> во 2-м квартале 2010 года в сумме 215397,85 руб.

Таким образом, суд частично удовлетворяет исковые требования истца, взыскивает с ответчика компенсацию в сумме 41092 руб. 39 коп.

Согласно статье 1071 Гражданского кодекса в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 114н и Федерального казначейства N 9н от 25 августа 2006 года (в редакции от 24 ноября 2008 года) "О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации" на управления федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (за исключением Управления Федерального казначейства по г. Москве) возложены организация и ведение в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации на основании доверенностей, выданных Министерством финансов Российской Федерации, представление в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации.

Таким образом, по делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации от ее имени должно выступать Министерство финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации, то есть в данном случае Управление федерального казначейства РБ.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Сагитуллина У.Н. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по РБ, о взыскании денежной компенсации по целевому расчетному чеку в сумме 215 397, 85 руб., частично удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Сагитуллина У.Н. денежную компенсацию по целевому расчетному чеку в сумме 41092 руб. 39 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течении 10 дней.

Судья :Г.М.Салимзянова

Решение не вступило в законную силу 28.04.2011