Дело №2-1599/2011 по иску Ягудиной Р.М. к Администрации ГО г.Уфы



РЕШЕНИЕ2-1599/11

Именем Российской Федерации

10 мая 2011г.г.Уфа

Судья Ленинского районного суда г.Уфы Ильин А.Н.,

при секретаре Хамитовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ягудиной Р.М. к Администрации ГО г.Уфы о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Ягудина Р.М. обратилась в суд с иском к Администрации ГО г.Уфы о признании права собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Манахов П.А. исковые требования поддержал.

Истец, ответчик в суд не явились, извещены, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Ягудина Р.М. является собственником жилого дома по адресу <адрес>, на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ

В ДД.ММ.ГГГГ году истцом построены жилой дом под литером Б и нежилые строения - баня под литером Г2, предбанник под литером Г3, расположенные по адресу <адрес>.

В ДД.ММ.ГГГГ году при оформлении необходимых документов, истец обратилась в Главное управление архитектуры и градостроительства, и получила Градостроительное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого возможно закрепление земельного участка в установленном законом порядке.

Администрация Ленинского района ГО г. Уфа РБ градостроительное заключение№ от ДД.ММ.ГГГГ согласовала и просила рассмотреть на комиссии по землепользованию и застройке г. Уфы возможность ввода в эксплуатацию и оформление прав пользования земельным участком по <адрес>, на домовладение Ягудиной Р.М.

Согласно протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ разрешен ввод объекта в эксплуатацию и оформление прав пользования на земельный участок.

Постановлением главы администрации г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ прежнему владельцу Наушервановой Р.А. был предоставлен земельный участок, площадью 652,0 кв.м., по адресу <адрес>, в аренду на 10 лет для обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек.

В ДД.ММ.ГГГГ г. с Администрацией г. Уфы и Наушервановой Р.А. был заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 10 лет. Срок данного договора аренды земельного участка истек.

Государственное учреждение «ОГПС-22 РБ МЧС России» считает возможным закрепление земельного участка под самовольно возведенные постройки, расположенного по адресу <адрес>, что подтверждается письмом ГУ «ОГПС-22 РБ МЧС России» № от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно акту санитарно-эпидемиологического обследования земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу <адрес> по санитарно-гигиеническим условиям соответствует требованиям СанПиНа.

В ДД.ММ.ГГГГ году обратившись в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или путем выкупа, истцу сообщили, что предоставление земельного участка возможно только в аренду на срок, продолжительность которого не превышает срок резервирования.

Согласно акту согласования границ землевладений – претензий со стороны собственников соседних домовладений не имеется.

Согласно ч.4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ», граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п. 9.1. ст. 3 ФЗ «О введении в действии Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Согласно п.6 ст.36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п.5 ст.36 ЗК РФ заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст.20 ЗК РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч.1 ст.36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. З ст.36 Конституции РФ). Таким федеральным законом, регламентирующим в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №25-П от 03.11.1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положении статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).

Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 г. №187-0. из п.6 ст.36 ЗК РФ вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст.29 ЗК РФ, подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу – собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.

П. «а» ч. 1 ст. 3 ФЗ от 10 мая 2007 года N 69 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» внесены изменения в Земельный кодекс РФ, согласно которым установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, и том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, относится к полномочиям Российской Федерации (ст. 9 Земельного кодекса РФ). Согласно части 4 статьи 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.

Каких-либо документов, подтверждающих возникшие обстоятельства, послужившие основанием для резервирования земли, а также доказательства того, что спорный участок находится в зоне резервирования ответчиком представлено не было.

Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанными с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. №137 —ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Федеральный закон от 30.06.06г. о внесении изменений в п.3 ст. 222 ГК РФ не указывает на то, что действие закона распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие.

Ввиду того, что самовольно построенный жилой дом возведен до принятия указанного закона, действия по установлению права собственности проведены до вступления в силу изменений в ст. 222 ГК РФ, то к данным правоотношениям следует применить положения указанной статьи в редакции до 30.06.06г., поскольку в вышеуказанном Федеральном законе отсутствуют указания о том, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.

Признание права собственности на самовольные постройки и земельный участок за истцом не нарушит права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаст угрозу жизни и здоровью граждан.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Ягудиной Р.М. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Ягудиной Р.М. удовлетворить.

Признать за Ягудиной Р.М. право собственности на жилой дом под литером Б и на нежилые строения – баню литер Г2, предбанник литер Г3, расположенные по адресу <адрес>.

Признать за Ягудиной Р.М. право собственности на земельный участок, с кадастровым номером 02:55:01 03 26:0001, площадью 652 кв.м., расположенный по адресу <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней.

СудьяА.Н. Ильин Решение в законную силу не встпуило на 16.05.2011г.