РЕШЕНИЕ№ 2-875/11
Именем Российской Федерации
24 мая 2011 года
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Салимзяновой Г.М.
при секретаре: Галиуллиной Г.М.
с участием представителя истца Чижковой О.А. – Плотниковой (доверенность от 27 июля 2010г.),
представителя ответчика Министерства здравоохранения РБ – Мирсаяповой А.Р. по доверенности № от 11.02.2011г.
представителей третьих лиц Министерства финансов РФ – Чистяковой В.В. по доверенности № от 22.01.2010г.,
Управления Федерального казначейства РБ - Чистяковой В.В. по доверенности № от 11.01.2010г.,
Министерства финансов РБ Жабиной С.С. по доверенности № от 22.12.2010г., МУ ГК больницы №- Сахибгареевой А.А. по доверенности № от 12.01.2011г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чижковой О.А. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о компенсации убытков за счет средств, выделенных из федерального бюджета в доход бюджета Республики Башкортостан, о взыскании расходов и расходов связанных с оплатой услуг представителя
УСТАНОВИЛ :
Чижкова О.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Республиканскому фонду обязательного медицинского страхования РБ о взыскании за счет казны Российской Федерации в ее пользу суммы 246 288, 75 руб. В последующем истец произвел замену на надлежащего ответчика и просил взыскать с Министерства здравоохранения РБ в ее убытки за счет субвенций, выделенных из федерального бюджета в доход бюджета Республики Башкортостан. В ходе судебного разбирательства Чижкова О.А. в порядке ст. 39 ГПК РФ уменьшила сумму исковых требований, просила взыскать с ответчика убытки в сумме 218 680 руб.
В обоснование заявленных требований истец изложила следующие обстоятельства.
В 2008г. по результатам медицинского обследования у Чижковой О.А. выявлено онкологическое заболевание. В октябре 2008г. в РК Онкологическом диспансере МЗ РБ ей сделана операция, при выписке в ноябре 2008г. из больницы, ей рекомендовано лечение, предусматривающее непрерывное применение лекарственного препарата «Герцептин» в течение одного года.
В феврале 2009г. Чижкова О.А. включена в федеральный регистр онкологических больных, ей установлена инвалидность 2 группы в связи с чем, обеспечение лекарствами для нее является бесплатным.
За период, начиная с марта 2009г. по ноябрь 2009г. аптекой № филиалом ГУП «Башфармация» Чижковой О.А. препарат «Герцептин» отпущен по федеральным льготным рецептам от : 13 марта 2009г.; 23 апреля 2009г., 20 июля 2009г., 01 сентября 2009г., 25 сентября 2009г., 19 октября 2009г.
Обращению в суд, послужило то обстоятельство, что по рецепту № от 28 мая 2009г. препарат «Герцептин» аптекой № ей не был отпущен. Причиной отказа послужило то, что Чижкова О.Н. на получение данного лекарственного препарата не была внесена в заявленную потребность на второй квартал 2009г. В последующем, второй, третий квартал 2009г. обеспечение Чижковой О.А. лекарством осуществлялось лишь при его наличии за счет перераспределения его между аптеками. При отсутствии лекарства в аптеке, рецепты на назначенный препарат Чижковой О.А. врачом не выписывался.
Поскольку, применение препарата в том порядке, который установлен врачом, для Чижковой О.А. было жизненно необходимым, один раз в три недели в течение года не прерывая лечения, истица была вынуждена приобретать данный препарат на свой счет самостоятельно в связи с чем, произвела следующие расходы:
В июне 2009г. стоимость лекарства составила 24 180 руб. и расходы на доставку лекарства - 428, 75 руб.; в июле 2009г. оплачено - 110 000 руб. и расходы -3 000 руб.; в августе 2009г. оплачено - 26 500 руб.; в ноябре 2009г. - 58 000 руб.
Чижкова О.А. ссылаясь на предусмотренные Конституцией РФ и действующем законодательством для нее гарантии на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, считает, что у нее возникли убытки в размере стоимости оплаченных ею лекарственных средств - 218 680 руб. и понесенных расходов на его доставку 3 428, 75 руб., просит суд их компенсировать за счет отпущенных на эти цели из федерального бюджета в республиканский бюджет субвенций, распорядителем которых в силу закона, является Министерство здравоохранения РБ.
В судебном заседании представитель истца Плотникова О.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении и на основании доказательств, приобщенных к материалам дела. Суду пояснила, что с 1 января 2008г. обязанность по организации обеспечения лекарственными средствами возложена на субъекты Российской Федерации в лице его исполнительных органов. В Республики Башкортостан данную государственную функцию осуществляет Министерство здравоохранения РБ. Ответчик ненадлежащим образом осуществлял организацию обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан. Недофинансирование из средств субвенций федерального бюджета, выделенных на дополнительное лекарственное обеспечение таких граждан, Чижкова О.А. не дополучала необходимое ей лекарство, вынуждена была приобретать его на свои денежных средства в связи с чем, считает, что ее право нарушено и она понесла убытки, просит их компенсировать за счет средств, выделенных из федерального бюджета на эти цели.
Представитель ответчика Министерство здравоохранения РБ Мирсаяпова А.Р., в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что Министерство здравоохранения РБ является ненадлежащим ответчиком, т.к. истица не была включена в сводную потребность на дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО). О том, что Чижкова О.А. нуждается в лекарственном препарате «Герцептин» министерству не было известно. Все необходимые меры для обеспечения лекарственными средствами в пределах, предусмотренных лимитом на оного человека, министерство предпринимало. Представитель ответчика сослалась на решение Октябрьского районного суда г. Уфы от 09.02.2010г. по делу № 2-225/10, которое оставлено в силе Кассационным определением Верховного суда РБ от 13 апреля 2010г. по делу №г., где Чижковой О.А. было отказано в удовлетворении исковых требований, заявленных по тем же основаниям и в отношении одного и того же предмета просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по РБ Чистякова В.В., в судебном заседании исковые требования Чижковой О.А. не признала. Указала на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, просила суд прекратить производство по делу в порядке ст. 220 ГПК РФ, т.к. требования о взыскании стоимость лекарственных средств были предметом рассмотрения в судебном заседании Октябрьского районного суда г.Уфы, имеется решение вступившее в законную силу. Которым истице в иске отказано. Каких либо нарушений со стороны Министерства здравоохранения РБ судом не установлено.
Представитель третьего лица Министерство финансов РФ Чистякова В.В., поддержала доводы ответчика и третьего лица УФК РБ о прекращении производства по делу. Считает, что Чижковой О.А. должно быть отказано в иске и по тем основаниям, что истица не была включена в сводною потребность на ДЛО на второй и четвертый квартал 2009г., ответственность за это лежит на самой Чижковой О.А.т.к. она с данными требованиями не обращалась, со стороны Министерства здравоохранения РБ приняты все необходимые меры, истица не обосновала неправомерность действия ответчика и нарушение закона.
Представитель третьего лица МУ ГК больницы № Сахибгареева А.А., исковые требования не признала, суду пояснила, что Чижковой О.А. рецепты на получение препарата «Герцептин» выписывались лишь при наличии данного препарата в аптеке. МУ ГК больница № обращалась в Министерство здравоохранение РБ с указанием лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов в системе обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) и необходимости их финансирования. Также суду пояснила, что лицам имеющим право на дополнительное лекарственное обеспечение, лекарства должны отпускаться бесплатно независимо от их стоимости. При отсутствии денежных средств на приобретение данных лекарственных препаратов, врачи вынуждены отказывать в выдаче рецептов на их получение. При отказе в выдаче рецепта, ссылка на предусмотренные лимиты в данном случае необоснованна.
Истец Чижкова О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 153) о просьбе рассмотрения гражданского дела без ее участия. Суд в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель третьего лица Республиканский Фонд обязательного медицинского страхования РБ в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом, что подтверждается материалами дела ( т.2 л.д.27), причины неявки суду не известны. Суд в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя РФОМС РБ.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела и содержащиеся в нем доказательства, суд приходит к следующему.
Суд, считает необоснованными доводы ответчика и представителей третьих лиц о прекращении производства по делу в порядке ст. 220 ГПК РФ. Дело рассмотрено по существу в рамках заявленных исковых требований.
В соответствии с ст.61 ГПК РФ не допускается повторное рассмотрение судом требований заявленных по одним и тем же основаниям и по одному же предмету.
Основанием для отказа в прекращении производства послужило то обстоятельство, что исковые требования, заявленные Чижковой О.А. о взыскании стоимость оплаченных ею лекарства Октябрьский районный суд г. Уфы и в Ленинский районный суд г.Уфы имеют разные основания. Данное обстоятельство подтверждается Кассационным определением Верховного суда РБ от 08.02.2011г. ( т.1 л.д.224), которым определение Ленинского районного суда го.Уфы от 14 декабря 2010 г. отменил, указав в мотивировочной части определения следующее « тождество исков отсутствует, так как истица обращается в суд по иным основаниям. В первоначальном иске истица просила взыскать стоимость приобретенного ею лекарственного препарата в соответствии со ст.1064 ГК РФ с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, как с виновного лица в связи с не обеспечением онкологического больного лекарственными средствами, причинением материального ущерба, а также в связи с отказом в выдаче рецептов на получение бесплатного лекарственного средства «Герцептин».
Истица же по настоящему делу обращается по другим основаниям, в частности просит возместить расходы приобретенных лекарств за счет средств федерального бюджета как федеральный льготник в соответствии с программой дополнительного обеспечения лекарственными средствами; компенсировать стоимость лекарств за счет средств казны Российкой Федерации, выделенных из федерального бюджета в бюджет Республики Башкортостан, распределителем которых в Республике Башкортостан является Министерство здравоохранения Республики Башкортостан». (т.1 л.д.224).
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что Чижкова О.А. является инвалидом второй группы, страдающая онкологическим заболеванием.
В период после операции, Чижковой О.А. назначено лечение препаратом «Герцептин» в течение 1 года по схеме применения 1 раз в три неделе, что подтверждается заключением ГУЗ РК Онкологическим диспансером МЗ РБ.
В ходе проведенной судебно - медицинской экспертизы, назначенной определением суда от 14 марта 2011г. подтверждена нуждаемость Чижковой О.А. в приеме препарата по установленной врачами схеме и в период, кода ею лекарства приобретались самостоятельно (июнь, июль, август, ноябрь 2009г.), ввиду отказа в выдаче рецептов.
Материалами дела подтверждаются расходы, произведенные Чижковой О.А.по оплате лекарственных средств в сумме 218 180 руб.: июнь 2009г. оплачено 24 180 руб., подтверждено кассовым и товарным чеком № от 09.06.2009г.; июль 2009г. оплачено 110 000 руб., подтверждено кассовым чеком № и товарным чеком от 01.07.2009г.; в августе 2009г. оплачено 26 000 руб., подтверждено кассовым чеком № и товарным чеком от 11.08.2009г.; в ноябре 2009г. оплачено 58 000 руб., подтверждено кассовым чеком № и товарным чеком.
Действующим законодательством предусмотрены следующие гарантии для лиц, страдающих онкологическим заболеванием и инвалидам 2-й группы.
В соответствии с ст. 6.2. ФЗ «О государственной социальной помощи» гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1. Закона, предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь по программам государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача при оказании амбулаторной помощи.
Согласно пст.6.1 Закона право на получение государственной социальной помощи в виде дополнительного обеспечения лекарственными средствами, имеют, в частности лица страдающие онкологическими заболеваниями, инвалиды 2 группы.
Пунктом 5 ст. 6.3. Закона установлено, что Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12. 2004г. № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с которым, гражданам, имеющим право на федеральную льготу, лечащий врач (фельдшер), назначая лечение, выписывает по установленной форме рецепт на лекарственные средства, предусмотренные Перечнем лекарственных средств, утвержденным Приказом Минздрава и социального развития России от 18 сентября 2006 г. N 665.
Лекарство Герцептин в указанный перечень включено. Также в соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 376-р от 29.03. 2007г., лекарство Герцептин, включено в перечень жизненно необходимых лекарственных средств.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» определен перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50- процентной скидкой.
Инвалиды 1 и 2 группы, граждане страдающие онкологическими заболеваниями, обеспечиваются всеми необходимыми лекарственными средствами бесплатно.
Таким образом, изложенным подтверждается право Чижковой О.А. на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными средствами, и как следует из письма Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.09.2009г. № направленным в ответ на обращение Чижковой О.А. ограничение стоимости лекарственных нормативно правовыми актами Минсоцразвития России не предусмотрено.
Федеральным законом от 1.10.2007г. № 230 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» определено, что с 1 января 2008г. полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с ст. 4.1. ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
В соответствии с п. 2, 4, 5, 9 ст. 4.1. Закона, средства на обеспечение необходимыми лекарственными средствами предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются на счета бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевой характер.
Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2008г. № 913 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009г», утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009г., где предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, переданных в бюджеты субъектов РФ оказывается государственная социальная помощь отдельным категориям граждан в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами.
Постановлением Правительства РФ № 76 от 31.01.2009г. утверждены Правила предоставления в 2009г. субвенций из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации и бюджету г. Байконур на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги и дополнительной бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с п. 3 Правил, перечисление субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации….
В соответствии с ст. 133 Бюджетного кодекса РФ субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации
Расходование субвенций, осуществляется через счета исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, открытые в органах Федерального казначейства.
Кроме того, судом принимается во внимание, что п.4, п. 5 Постановления Правительства РФ N 890 от 30.07.1994г. органам исполнительной власти субъектов РФ предписано своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой и привлекать дополнительные источники финансирования для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано за счет средств соответствующих бюджетов и иных источников, увеличивать ассигнования на приобретение лекарственных средств и осуществлять финансовую поддержку предприятий аптечной сети, испытывающих недостаток в оборотных средствах.
Настоящим суд опровергает доводы ответчика о принятии с их стороны необходимых мер по организации обеспечения Чижкову О.А. необходимыми лекарственными средствами.
Материалами дела подтверждается, что Чижкова О.А. в период 2009г.с июня по декабрь месяц неоднократно обращалась в городскую больницу МУ ГККБ № 21, в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по РБ, в Управление здравоохранения ГО г. Уфа, а также в Министерство здравоохранения по РБ (письма от 22.06.2009г., от 10.08.209г., от 09.11.2009г.). Причиной для обращения послужили следующие обстоятельства, в мае 2009г. ей отказано было в выдаче препарата Герцептин из- за отсутствия его в аптеке; в последующем ей отказали в выдаче рецептов на получение данного лекарственного средства и то, что на 2-й,3-й квартал 2009г. Чижкова О.А. не включена в сводную потребность на его получение.
Рецептурным паспортом амбулаторного больного, пользующегося льготами в оплате стоимости лекарств № 72, подтверждается, что Чижкова О.А. получала необходимые ей лекарства по льготным рецептам с нарушением предписанного ей порядка лечения. Лекарства ею были получены в период 2009г. март, апрель, июль, сентябрь, октябрь, декабрь и январь 2010г. Представленные суду доказательства свидетельствуют о необходимости Чижковой О.А. в приобретении препарата Герцептин за счет личных средств в период: май, июнь, июль, август, ноябрь 2009г. на сумму 218 180 руб.
Кроме того, как следует из ответов Министерства здравоохранения РБ на обращение Чижковой О.А. от 31.07.2001г. № ; от 07.08.2009г. № организация обеспечения Чижковой О.А. необходимым лекарственным средством осуществлялось лишь за счет перераспределения данного препарата между аптеками.
Указанное свидетельствует об отсутствии со стороны ответчика должной организации обеспечения Чижковой О.А. необходимыми лекарственными средствами.
Совокупностью представленных доказательств, суд не принимает довод ответчика, обосновывающий отсутствие финансирования со стороны Министерства здравоохранения РБ тем, что Чижкова О.А. не была включена на 2-й, 3-й квартал 2009г. в сводную потребность на получение препарата Герцептин.
Так, в материалах дела имеется справка, выданная врачом – онкологом Каримовы И.М., которая подтверждает, что Чижкова О.А. по состоянию на 7 апреля 2009г. о включении в дополнительную потребность по дополнительному лекарственному обеспечению (ДЛО).
Сам факт неоднократного получения Чижковой О.А. во 2-м и 3-м квартале 2009г. лекарственного средства Герцептин.
Кроме того, в соответствии с ст. 6.4 ФЗ «О государственной социальной помощи» в целях обеспечения реализации прав граждан на получение социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, порядок его ведения, включая порядок, сроки и форму представления в него сведений, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации передают в орган, сведения, необходимые для формирования и ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Таким образом, право Чижковой О.А. на получение социальных услуг в виде дополнительного лекарственного обеспечения возникло с момента внесения ее в Федеральный регистр с 3 февраля 2009г.
Суд критически относится к показаниям ответчика, о том, что Министерству здравоохранения по РБ не было известно о необходимости производить финансирование для обеспечения Чижковой О.А. лекарственными средствами, т.к. она не была включена в сводную потребность на получение лекарства Герцептин.
Представителем МУ КБ больница № 21 в материалы дела представлены доказательства, которые свидетельствуют об обращениях больницы к Министерству здравоохранения РБ за обеспечением финансирования жизненно необходимых лекарственных препаратов, в том числе и в отношении Чижковой О.А.
Представленными доказательствами подтверждаются обстоятельства, что отказ врачей в выписке рецептов на получение необходимых лекарственных средств непосредственно связан с отсутствием финансирования со стороны Министерства здравоохранения РБ.
В соответствии с ст. 45 Конституции РФ закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.
К таким способам защиты гражданских прав относится возмещение убытков ст. 12, ст. 15, ст. 16 ГК РФ.
В соответствии с п.1 ст. 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере
Статьей 16 ГК РФ предусмотрена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти.
В соответствии со ст. 1082 ГК РФ, суд в зависимости от обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права.
Приведенными нормами закона не установлено каких-либо ограничений по возмещению имущественных затрат понесенных лицом, чье право по обеспечению необходимыми лекарственными средствами, нарушено. Иное противоречило бы ст. 39 Конституции РФ и федеральному законодательству о государственной социальной помощи.
В соответствие с ст. 6 БК РФ расходные обязательства есть обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором соглашением обязанности публично – правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому лицу средства из соответствующего бюджета.
В соответствии с ст. 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
В соответствии с ст. 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ переданных им отдельных государственных полномочий РФ.
В соответствии с ст. 6.2. ФЗ «О государственной социальной помощи» гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1. Закона, предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача при оказании амбулаторной помощи.
Таким образом, учитывая, что обязанность государственных органов по бесплатному предоставлению медицинской помощи обусловлена федеральным законом и является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в лице его уполномоченных органов, недофинансирование и ненадлежащее обеспечение, лиц имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств не является основанием для прекращения исполнения обязательств Министерством здравоохранения РФ перед Чижковой О.А., а влечет последствия, предусмотренные ст. 15 ГК РФ в порядке, предусмотренном ст. 158 БК РФ.
В соответствии с ст. 84 ГК РФ Российская Федерация, установив Законом о государственной социальной помощи, льготы по обеспечению лекарственными средствами, приняла на себя и обязанность нести расходные обязательства за счет средств федерального бюджета, путем предоставления субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Довод ответчика и третьих лиц о выполнении Министерством здравоохранения по РБ своих обязательств в полном объеме в пределах предусмотренного норматива финансовых затрат подлежит отклонению., т.к обязанность по возмещению расходов, произведенных Чижковой О.А. на приобретение препарата Герцептин, обусловлена самим фактом предоставления данного препарата в силу закона на бесплатной основе без ограничения стоимости. Обязательство может быть прекращено только путем его исполнения.
Потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками, которые подлежат возмещению в силу ст. 15 ГК РФ.
Возникновение обязательства по возмещению убытков гражданское законодательство связывает непосредственно с фактом их причинения.
В силу ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случае, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган.
Согласно п.1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу п.10 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию.
Главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, имеющий право распределять средства бюджета субъекта РФ по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Поскольку Министерство здравоохранения РБ осуществляет свою деятельность непосредственно, является самостоятельным юридически лицом, получателем и распределителем федеральных средств, отпущенных на обеспечение лиц, входящих в государственную программу по социальному обеспечению и оказанию дополнительной медицинской помощи то следует, что Министерство здравоохраненияРеспублики Башкортостан является надлежащим ответчиком по спору и с него подлежит взысканию в пользу Чижковой О.А. сумма 218 180 руб. убытков, и 3428 руб. 75 коп. расходы связанные с доставкой лекарственного препарата «Герцептин», что подтверждается платежными документами.
Суд отказывает Чижковой О.А. в удовлетворении исковых требований в части взыскания суммы 500 руб., оплаченных по квитанции от 11 августа 2009г. ( т.1 л.д.64) в связи с тем, что приобретенный ею товар не связан с восстановлением здоровья.
Суд, руководствуясь ст. 100 ГПК РФ удовлетворяет требования Чижковой О.А. о взыскании расходов за услуги представителя в сумме 20 000 руб., которые подлежат взысканию непосредственно с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, т.к субсидии, выделенные из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ имеют целевое назначение и для компенсации судебных расходов не предназначены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Частично удовлетворить исковое заявление Чижковой О.А. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о компенсации убытков за счет средств, выделенных из федерального бюджета в доход бюджета Республики Башкортостан, о взыскании расходов и расходов связанных с оплатой услуг представителя
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан за счет субвенций, выделенных из федерального бюджета в доход бюджета Республики Башкортостан в пользу Чижковой Ольги Алексеевны убытки в сумме 218 180 руб.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Чижковой О.А. расходы за услуги представителя в сумме
20 000 руб., расходы по доставке лекарственного препарата в сумме 3428 руб. 75 коп.
В остальной части иска Чижковой О.А. о взыскании 500 руб. по квитанции от 11 августа 2009г., расходов на представителя в сумме 10 000 руб. отказать
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан госпошлину в доход государства в сумме 5 616 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течении 10 дней.
СудьяСалимзянова Г.М.
Решение не вступило в законную силу 02.06.2011г.