Дело №2-2476/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2011г. г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы в составе:
Председательствующего судьи Зайнуллиной С.Р.
с участием представителя истицы Сайрановой Г. Р. - Рафикова Р. М., по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Мутагаровой А.Р.,
рассмотрев, в открытом судебном заседании, гражданское дело по иску Сайрановой Г.Р. к Администрации ГО г. Уфа об обязании заключения договора передачи в собственность земельного участка за плату,
УСТАНОВИЛ:
Сайранова Г. Р. обратилась в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ, об обязании заключить договор передачи в собственность земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, площадью 736 кв.м., с кадастровым номером №.
В обоснование своих требований, истица указала на то, что она является собственником домовладения, под литерами А, А1, а2, расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке площадью 736 кв.м с кадастровым номером №, что подтверждается Решением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права №. Земельный участок, семьей истицы, используется с ДД.ММ.ГГГГ года, ввиду нахождения на нем, принадлежащих ей строений.
На обращение Сайрановой Г. Р. в Администрацию ГО г. Уфа, с просьбой предоставить земельный участок в собственность, ответчик письмом № от ДД.ММ.ГГГГ отказал в передаче участка в собственность. Отказ мотивирован резервированием данного участка для муниципальных нужд.
Истица считает отказ Администрации ГО г. Уфа, неправомерным, тем самым он ущемляет ее конституционные права.
Данным земельным участком, семья истицы пользуется непрерывно, добросовестно и открыто с ДД.ММ.ГГГГ., это единственный земельный участок для индивидуального строительства, другого земельного участка у нее нет.
В связи с чем, истица просит суд обязать Администрацию ГО г. Уфа, заключить с ней договор передачи в собственность за плату земельного участка, находящегося по адресу: РБ, <адрес>, площадью 736 кв.м., с кадастровым номером №.
В судебном заседании представитель истицы Рафиков Р. М. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, причины неявки суду не сообщил. В силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав доводы представителя истца, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его права и свобод.
В соответствии с п.1 ст. 11 ГК РФ, защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд.
В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ, все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ, признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые, в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п.2 ст.5); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п.11 и 2 ст. 27), так, не подлежат приватизации, земельные участки общего пользования (п.12 ст. 85).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на основании Решения Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельства о государственной регистрации права №, Сайранова Г. Р. является собственником домовладения, находящегося по адресу: РБ, <адрес>.
Согласно кадастрового паспорта № площадь земельного участка, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, составляет 736 кв.м.
Ст. 36 ЗК РФ гласит, что для приобретения прав на земельный участок, граждане и юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок, с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти, или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст. 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка, орган местного самоуправления, на основании заявления гражданина или юридического лица, либо по обращению, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти, на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления, либо обращения, обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц, устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
В установленном законом порядке, заявитель обратился в Администрацию ГО г. Уфа ДД.ММ.ГГГГ, им было подано заявление о предоставлении в собственность спорного земельного участка с приложением всех необходимых документов.
На свое заявление он получил ответ, которым было отказано в приобретении права собственности на указанный земельный участок, на основании того, что земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
Суд считает данный отказ незаконным, нарушающим права заявителя.
Нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ, закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится; принадлежащий; этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Земельного кодекса РФ граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность.
На основании Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009г., № 4-В08-П включенным в Бюллетень № 3 от 25.03.2009 г. «Собственник дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на получение этого земельного участка в собственность», а также: «судам при вынесении решения о предоставлении зарезервированного для государственных или муниципальных нужд земельного участка в собственность граждан, следует руководствоваться нормами ст. 36 Земельного Кодекса РФ».
Согласно Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008г. № 5-В08-98 указано, что касается ссылок на п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, то эта, статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не занятые объектами недвижимости, и допускается отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков, в случае их резервирования для государственных и муниципальных нужд. В том случае если на земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, к таким отношениям сторон следует применять положения ст. 36 Земельного кодекса РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания строения, сооружения.
Согласно п. 8 «Положения о резервирования земель» утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.2008 г.: «Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земельв орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
На основании п. 5 ст. 27 ЗК РФ резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель. В силу ст. 131 п. 1 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
В соответствии со ст. 56 п.6 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно требованию закона Администрация ГО г. Уфа РБ не произвела регистрации ограничения прав на землю, в том числе на спорный земельный участок, в связи с его резервированием.
Согласно п. 9 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.2008 г.: «Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Однако, суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не предоставлена какая-либо информация о существовании зарегистрированных прав или ограничений прав на данный земельный участок в Кадастровой палате, либо Управлении Росреестра по РБ, что означает недействительность существования резервации данного земельного участка. Следовательно, данный земельный участок является не зарезервированным.
Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты, следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных Федеральными законами.
При таких обстоятельствах, суд считает, заявление Сайрановой Г. Р. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Сайрановой Г.Р. к Администрации ГО г. Уфа удовлетворить.
Обязать Администрацию ГО г. Уфа заключить с Сайрановой Г.Р. договор купли — продажи земельного участка, площадью 736 кв.м., с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.
Судья: С.Р. Зайнуллина
Решение в законную силу не вступило на 22.07.2011г.