Дело №2-2492/2011 по заявлению Никитиной В.М. к Приволжскому территориальному управлению Федерального агентства железнодорожного транспорта



Дело № 2-2432/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июля 2011 года                                              г. Уфа

Ленинский районный суд г.Уфы в составе:

председательствующего судьи Зайнуллиной С.Р.

при секретаре Мутагаровой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Никитиной В.М. к Приволжскому территориальному управлению Федерального агентства железнодорожного транспорта об оспаривании решения Приволжского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ ,

У С Т А Н О В И Л:

Никитина В.М. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя его следующим.

ООО «Уралстройремпуть» был построен подъездной железнодорожный путь необщего пользования, инв. .

Свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ было выдано ООО «Уралстройремпуть» на подъездной железнодорожный путь необщего пользования, инв. на основании акта приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997 года при государственной регистрации прав осуществляется правовая экспертиза представленных документов и проверка законности сделки вносится запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

Следовательно, при регистрации права собственности регистрационной палатой проведена правовая экспертиза представленных документов для регистрации права собственности, в том числе акта приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта или приостановки регистрации отсутствовали.

ООО «Уралстройремпуть» продало вышеуказанный объект недвижимости уже принятый в эксплуатацию и эксплуатировавшийся Никитину А.В. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Никитин А.В. подарил вышеуказанный объект недвижимости Никтину М.А. по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Никитин М.А. подарил вышеуказанный объект недвижимости Никтиной В.М.. по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанный железнодорожный путь необщего пользования не является новым, ранее он эксплуатировался на основе договоров с железной дорогой на подачу-уборку вагонов. ООО «Уралстройремпуть» продало вышеуказанный объект недвижимости уже принятый в эксплуатацию и эксплуатировавшийся. В настоящее время ООО «Уралстройремпуть» ликвидировано.

Решением Ленинского районного суда г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении заявления Никитина М.А. и Никитиной В.М. об обжаловании действий Приволжского управления государственного железнодорожного надзора и снятии запрета на подачу-уборку подвижного состава на железнодорожный подъездной путь необщего пользования, примыкающий к ст. Дема КБШ Ж.Д,, расположенный по адресу: <адрес>.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения вышеуказанное решение Ленинского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ, кассационная жалоба Никитина М.А. и Никитиной В.М. без удовлетворения.

На вышеуказанные решения и определения судов Никитиным М.А. и Никитиной В.М. была подана надзорная жалоба. Определением Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании надзорной инстанции.

В данных судебных актах основным основанием к отказу является отсутствие, а в акте приемки в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ законченного ООО «Уралстройремпуть» строительством объекта государственной приемочной комиссией данных о том, что объект принят в эксплуатацию подъездного железнодорожного пути необщего пользования, инв. .

Никитина В.М. обратилась с письмом к ответчику о принятии в эксплуатацию подъездного железнодорожного пути необщего пользования инв.. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано на том основании, что в соответствии с ч. 4 ст. 16 ФЗ от 10.06.2006 года № 84 «Об организации работы по участию территориальных управлений Федерального агентства железнодорожного транспорта», приемка в постоянную эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования предусматривается с участием представителя федерального органа исполнительной власти только нового железнодорожного пути необщего пользования.

Кроме того, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Приволжское территориальное управление железной дороги отказывает на том основании, что приемка в эксплуатацию путей необщего пользования собственников – физических лиц не предусмотрена нормами действующего законодательства РФ. Это произвольное толкование не соответствует закону.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 16 ФЗ от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта от 16.06.2006 года № 84 «Об организации работы по участию территориальных управлений Федерального агентства железнодорожного транспорта» приемка железнодорожных путей необщего пользования должна осуществляться комиссией, создаваемой владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Никитина В.М. является собственником подъездного железнодорожного пути необщего пользования, инв. , расположенный по адресу: <адрес> на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом. Таким образом, Никитина В.М., являясь собственником, является на основании действующего законодательства и владельцем, и пользователем и распорядителем вышеуказанного железнодорожного пути необщего пользования.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 16 ФЗ от 10.01.2003 года № 17-ФЗ в состав комиссии по приемке в эксплуатацию входят представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владелец железнодорожного пути необщего пользования и владелец инфраструктуры, к которой примыкает такой железнодорожный путь.

В соответствии с Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 16.06.2006 года № 84 организация работы по участию представителей федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в комиссиях, создаваемых владельцами новых железнодорожных путей необщего пользования, по приемке в постоянную эксплуатацию новых железнодорожных путей необщего пользования осуществляется территориальными управлениями Федерального агентства железнодорожного транспорта.

Согласно п. 1.2 Приказа соответствующее территориальное управление принимает к рассмотрению обращение владельца нового железнодорожного пути необщего пользования об участии представителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в работе комиссии по приемке в постоянную эксплуатацию нового железнодорожного пути необщего пользования.

В соответствии с п. 1.3 Приказа руководитель Территориального управления в 3-х дневный срок принимает решение о направлении специалистов для работы в составе указанной Комиссии.

В соответствии с п. 1.4 Приказа специалисты Территориального управления в составе Комиссии устанавливают соответствие нового железнодорожного пути необщего пользования требованиям нормативных правовых актов, стандартов, технических норм, строительных норм и правил, предъявляемым к строительству железнодорожных путей необщего пользования и, при соответствии нового железнодорожного пути необщего пользования предъявляемым требованиям, подписывают акт о приемке железнодорожного пути необщего пользования в постоянную эксплуатацию.

Таким образом, ни один из этих пунктов Приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта от 16.06.2006 года № 84 Приволжским территориальным управлением железной дороги в нарушение действующего законодательства не выполнен. Этим грубо нарушены права собственника железнодорожного пути необщего пользования – Никитиной В.М.

Согласно заключению специалиста (отчет ) железнодорожный путь необщего пользования, инв. , расположенный по адресу: <адрес> соответствует проекту «Рабочий проект ж.д. путь ООО «Уралстройремпуть» на ст. Дема КБШ ЖД и рабочему проекту «Корректировка проекта» подъездной ж.д. путь ООО «Ураслстройремпуть» на ст. Дема КБШ ЖД », а также действующим строительным нормам и правилам. На железнодорожном пути не имеются недостатки, влияющие на безопасность движения поездов.

На судебное заседание заявитель Никитина В.М. не явилась, причина не явки суду не известна, извещена надлежащим образом.

Представитель Приволжского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела без их участия.

На основании ст. 257 ч.2 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии указанных лиц.

Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 28.04.2009) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

ООО «Уралстройремпуть» был построен подъездной железнодорожный путь необщего пользования, инв. .

ООО «Уралстройремпуть» продало вышеуказанный объект недвижимости Никитину А.В. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Никитин А.В. подарил вышеуказанный объект недвижимости Никтину М.А. по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Никитин М.А. подарил вышеуказанный объект недвижимости Никтиной В.М. по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Никитина В.М. обратилась с письмом в Приволжское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта о принятии в эксплуатацию подъездного железнодорожного пути необщего пользования инв.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано на том основании, что в соответствии с ч. 4 ст. 16 ФЗ от 10.06.2006 года № 84 «Об организации работы по участию территориальных управлений Федерального агентства железнодорожного транспорта», приемка в постоянную эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования предусматривается с участием представителя федерального органа исполнительной власти только нового железнодорожного пути необщего пользования.

Кроме того, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Приволжское территориальное управление железной дороги отказывает на том основании, что приемка в эксплуатацию путей необщего пользования собственников – физических лиц не предусмотрена нормами действующего законодательства РФ.

Согласно статьи 16 вышеуказанного закона

Железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.

Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.

В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.

Положениями ч. 4 ст. 16 закона и приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта от 16.06.2006 года № 84 предусмотрено участие представителей Управления в комиссиях по приемке в постоянную эксплуатацию новых железнодорожных путей необщего пользования.

Полномочиями по открытию для постоянной эксплуатации ранее эксплуатируемых железнодорожных путей необщего пользования Управление не наделено, в связи с чем Никитиной В.М. и ООО «Желдорстрой» было отказано в направлении представителя для участия в работе комиссии по приемке в постоянную эксплуатацию железнодорожного пути инв. .

Таким образом, заявление Никтиной В.М., о том что, ни один из пунктов приказа Федерального агентства железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ Приволжским территориальным управлением железной дороги в нарушение действующего законодательства не выполнен и этим грубо нарушены права собственника железнодорожного пути необщего пользования Никтиной В.М. не имеет оснований.

Согласно ст. ст. 128, 129, 130, 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам, ст. 2 ФЗ от 10.01.2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта в РФ» право владения гражданина железнодорожным путем общего пользования ограничено тем, что выполнение транспортных работ и оказание услуг железнодорожного транспорта допускается исключительно юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Документы, подтверждающие государственную регистрацию Никитиной В.М. в качестве индивидуального предпринимателя не представлены

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявление Никтиной В.М. к Приволжскому территориальному управлению Федерального агентства железнодорожного транспорта об оспаривании решения Приволжского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198, 254 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

         В удовлетворении заявленных требований Никитиной В.М. к Приволжскому территориальному управлению Федерального агентства железнодорожного транспорта о признании отказа Приволжского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта в принятии в эксплуатацию подъездного железнодорожного пути необщего пользования, инв.№ 488, расположенного по адресу:<адрес> незаконным и обязании Приволжского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта принять в эксплуатацию подъездной железнодорожный путь необщего пользования, инв., расположенный по адресу:<адрес> отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Федеральный судья:

Решение в законную силу не вступило на 02.08.2011г.