решение Беляева



Дело № 2-1335/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 августа 2010 года г. Уфа

Ленинский районный суд г.Уфы в составе:

председательствующего судьи Зайнуллиной С.Р.

с участием истца Беляевой В.Н., ее представителей по доверенности от 30.11.2009 г. Рафикова Р.М., адвоката Латыповой С.Н. по ордеру №035072,

истцов Степанова А.С. и Степанова С.А., их представителя Каюмова В.В.,

представителя третьего лица Беляевой Л.Д. по доверенности от 10.02.2010 г. Муксинова А.М.

при секретаре Мутагаровой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляева В.Н. к Администрации ГО г.Уфа о признании права собственности на самовольные постройки, по иску Степанов А.С. и Степанов С.А. к Беляева В.Н. о защите права собственника от нарушений, не связанных с лишением владения,

У С Т А Н О В И Л:

Беляева В.Н. обратилась в суд с иском к Администрации ГО г.Уфа о признании права собственности на самовольно возведенные строения, мотивируя следующим. Беляевой В.Н. в период с 1985 года по 2004 год

своими силами и за свой счет был построен жилой дом под литерой

«В», надстроенный второй этаж, литер « В-2», и вспомогательные строения:

гараж « Г4», сарай « Г5», гараж « Г10», баня «Г9», на земельном участке

по адресу : ..., ул...., ..., площадью 1046 кв.м., кадастровый

номер: Номер обезличен

В целях оформления права собственности на самовольно возведенные

строения истцом были получены следующие согласования:

градостроительное заключение главного Управления архитектуры и

градостроительства ГЗ № 1268/и, технический паспорт домовладения,

кадастровый паспорт от 22.01.2010г. Строительство осуществлялось с целью

улучшения жилищных условий, иного способа решить данный вопрос не

имелось.

Сохранение указанной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что

подтверждается письмом МУ « Управление пожарной охраны городского

округа г.Уфа» от 29.12.2009г. № 1984-6-04.

Истцы Степанов А.С., Степанов С.А. мотивировали иск тем, что они зарегистрированы и проживают по адресу: гор. Уфа, ... «А».

Земельный участок по адресу: ... гор. Уфы выделен Беляева В.Н. Последняя осуществила строительство бани на расстоянии 7,5 метров от дома истцов, не соблюдая правил противопожарной безопасности.

По данному факту истцы обращались в отдел государственного пожарного надзора гор. Уфы УГПН ГУ МЧС России по РБ. Заявление их было рассмотрено с выездом на место. Факты нарушений правил пожарной безопасности подтвердились и согласно СниП 2.07.01-89* п. 2.12* приложение 1* таб. 1 противопожарное расстояние между жилыми домами и надворными постройками следует принимать не менее 15 метров. За данное правонарушение ответчик привлечен к административной ответственности.

Более того, истцы обращались в пожарную часть № 9 ГУ «22 ОФПС по РБ» по охране микрорайона «Нижегородка», в ходе проведенной проверки было установлено Беляевы действительно эксплуатировали баню с нарушениями требований правил пожарной безопасности в РФ, а именно дрова располагались на полу непосредственно у отверстия печи, на деревянном полу отсутствовал предтопочный лист размером на менее 0,5X0,7 м. и электросветильник не укомплектован колпаком, предусмотренным конструкцией.

Наличие возведенной таким образом бани и эксплуатация данной бани с нарушениями правил пожарной безопасности в дальнейшем может привести к возгоранию, что может нанести непоправимый ущерб истцам. Просят обязать ответчика Беляева В.Н. снести баню, расположенную на земельном участке по адресу: гор. Уфа, ....

Определением Ленинского районного суда г.Уфы от 17 мая 2010 г. иск Степановых объединен в одно производство с иском Беляевой В.Н. о признании права собственности на самовольную постройку.

В судебном заседании истец Беляева В.Н. представители истца Рафиков Р.М., Латыпова С.Н. исковые требования частично поддержали по основаниям, изложенным в иске, иск Степановых о сносе бани не признали, т.к. баня расположена на расстоянии 13,7 м от жилого дома Степановых, противопожарные расстояния допускается уменьшить до 6 метров. От исковых требований в части признания права собственности за литерой Г5 отказались и просили дело в этой части прекратить. Отказ от иска принят судом и вынесено определение о прекращении производства в части признания права собственности за литерой Г5 сарай.

Истцы Степанов А.С., Степанов С.А., представитель по ходатайству Каюмов В.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, как третьи лица - в удовлетворении иска Беляевой В.Н. просили отказать, т.к. сохранение указанных построек нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан, что в отношении границ земельных участков по ...А имеется спор и неопределенность.

Представитель ответчика Администрации ГО г.Уфа в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен, имеется отзыв, согласно которого просит рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица Беляевой Л.Д. Муксинов А.М. против признания права собственности на жилой дом не возражал, но узаконение литера Г4,Г10, Г9 нарушает права Беляевой Л.Д., как землепользователя, поэтому в этой части просил отказать в иске.

Представитель третьего лица Администрации ГО г.Уфа, МУ «Земельное агентство», Беляев А.Д. в судебное заседание не явились о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Выслушав доводы представителей сторон, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Беляевой В.Н.и ее супругом Беляевым А.Д. в период с 1985 года по 2004 год своими силами и за свой счет был построен жилой дом под литерой«В», надстроенный второй этаж литер В1, литер « В-2» пристрой, расположенные по адресу: ..., ул...., на земельном участке площадью 1046 кв.м., кадастровый номер: Номер обезличен подтверждается техническим паспортом от 03.02.2006 г.

На этом же земельном участке расположены жилой дом литер Б, б и вспомогательные строения: гараж « Г4», сарай « Г5», гараж « Г10», баня «Г9», указанные строения и жилой дом литер Б, б возведены в 1959 г. (технический паспорт от 03.02.2006 г.), жилой дом литер Б, б, вспомогательные строения, со слов истца и представителя Беляевой Л.Д., возведены родителями Беляева А.Д. и Беляевой Л.Д. (брат и сестра).

В жилом доме литер Б, б проживает БББ (третье лицо), в жилом доме литер В, В1, В2 проживают Беляева В.Н. (истец) и ее супруг Беляев А.Д.(третье лицо), построившие данный дом. Вспомогательными строениями пользовались все проживающие в указанных жилых домах.

Все указанные строения являются самовольной постройкой.

В соответствии с ч.2 ст.4 ГК РФ, по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Согласно ст. 222 ГПК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не принадлежащем для этих целей в порядке, установленным законом и иными правовыми актами, либо созданный без получения на это необходимых разрешений или с существенными нарушением градостроительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законном порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

В целях оформления права собственности на самовольно возведенные

строения истцом представлены следующие согласования:

градостроительное заключение главного Управления архитектуры и

градостроительства ГЗ № 1268/и от 16.04.2009 г., технический паспорт домовладения, кадастровый паспорт от 22.01.2010г., справка о готовности жилого дома от 11.01.2010 г., постановлением Главы Администрации ГО г.Уфа №906 от 27.02.2010 г. объект индивидуального жилищного строительства по адресу ..., ... принят в эксплуатацию.

Строительство жилого дома осуществлялось с целью улучшения жилищных условий, иного способа решить данный вопрос не имелось.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ, органы местного самоуправления

поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления

права на жилище.

Сохранение указанной постройки не нарушает права и охраняемые законом

интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что

подтверждается письмом МУ « Управление пожарной охраны городского

округа г.Уфа» от 29.12.2009г.№ 1984-6-04, сторонами доказательств обратного не представлено.

Супругом Беляевой В.Н. Беляевым А.Д. выдано нотариально заверенное согласие от 15.04.2010 г. на узаконение самовольных построек л.д.40) за супругой Беляевой В.Н.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным признать право собственности за истцом Беляевой В.Н. на жилой дом литер В, надстроенный 2 этаж литер В1, литер В2.

Вместе с тем, суд не считает возможным признать право собственности на вспомогательные строения гараж « Г4», гараж « Г10», баня «Г9» только за Беляевой В.Н. в связи с тем, что, по соглашению о порядке владения и пользования общим земельным участком по адресу: ..., ..., ул..., ..., подписанным Беляевой В.Н. и БББ данный земельный участок находится в общем долевом пользовании по 1/2 (одной второй) доле, правами третьих лиц не обременен.

В качестве неотъемлемой части к соглашению прилагается: план земельного участка, с указанием частей, находящихся в пользовании и владении сторон настоящего соглашения.

В связи с тем, что граница земельного участка проходит между жилыми домами, в то же время вспомогательные строения гараж «Г-4»,гараж «Г-1О», баня «Г-9» находятся на территории БББ, в тоже время сторонами не оспаривается то, что данные строения возведены родителями БББ и Беляева А.Д. и они находятся в пользовании обеих семей.

В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №10/22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным признать право собственности на указанные вспомогательные строения по ? доле за Беляева В.Н., учитывая законные права и интересы БББ

Доводы Степанова А.С. и Степанова С.А. о том, что сохранение самовольных построек Беляевой В.Н. нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд считает не обоснованными, третьими лицами не представлено доказательств того, что сохранение построек нарушает их права и интересы, каким образом, в чем это выражается, что постройки Беляевой В.Н. возведены на чужом земельном участке так же безосновательны.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.

В соответствии с п.п. 45,46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №10/22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежат удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающее права истца. При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.

Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

Согласно ст. 3 ФЗ от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство или реконструкция любого объекта должны вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных норм. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основе разрешения на строительство.

Согласно ст.52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция строений, их частей осуществляются на основе проектной документации, которая разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Согласно п.З ст. 7 Градостроительного Кодекса РФ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования.

В соответствии с п.2.2.48 Республиканских нормативов градостроительного проектирования Республики Башкортостан (утверждён Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.05.2008 г. № 153), до границы соседнего участка расстояния по санитарно-бытовым условиям и в зависимости от степени огнестойкости должны быть не менее 3 м. от усадебного, одно-, двухквартирного и блокированного дома. На территориях с застройкой усадебными, одно-, двухквартирными домами расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек, расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 м.

Согласно ч.9 и ч.10 ст.69 ФЗ от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями I и II степеней огнестойкости допускается уменьшать до 3,5 метра при условии, что стена более высокого здания, сооружения и строения, расположенная напротив другого здания, сооружения и строения, является противопожарной 1-го типа.

Противопожарные расстояния от одно-, двухквартирных жилых домов и хозяйственных построек (сараев, гаражей, бань) на приусадебном земельном участке до жилых домов и хозяйственных построек на соседних приусадебных земельных участках следует принимать в соответствии с таблицей 11 приложения к Федеральному закону. Допускается уменьшать до 6 метров противопожарные расстояния между указанными типами зданий при условии, что стены зданий, обращенные друг к другу, не имеют оконных проемов, выполнены из негорючих материалов или подвергнуты огнезащите, а кровля и карнизы выполнены из негорючих материалов.

По основаниям п.4.11 и п.4.12 Свода Правил СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям" (утв. и введен в действие приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. №174), противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями I и I степеней огнестойкости допускается уменьшать до 3,5 м при условии, что стена более высокого здания, сооружения и строения, расположенная напротив другого здания, сооружения и строения является противопожарной 1-го типа.

Судом установлено и сторонами не оспаривается то, что жилой дом Степанова С.А. и Степанова А.С., принадлежащий им на праве собственности по ? доле (свидетельства о праве собственности от 24.09.2007 г.), расположен по адресу : ..., ... А, баня литер Г 9, построенная родителями Беляева А.Д. и Беляевой Л.Д., расположена по адресу: ..., ..., расстояние между ними составляет 13,7 метров л.д.44).

При таких обстоятельствах, суд считает, что истцами Степановыми не доказано нарушение ответчиком их прав собственника, не связанного с лишением владения, ответчица Беляева В.Н. не возводила данное строение и пажароопасное расстояние между строениями соответствует требованиям законодательства, поэтому в иске Степанова А.С. и Степанова С.А. следует отказать за необоснованностью.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Беляева В.Н. к Администрации ГО г.Уфа о признании права собственности на самовольные постройки удовлетворить частично.

Признать за Беляева В.Н. право собственности на жилой дом под литерой «В», надстроенный второй этаж литер В1, литер « В-2», расположенные по адресу: ..., ..., ....

Признать за Беляева В.Н. право собственности по ? доле на вспомогательные строения: гараж « Г4», гараж « Г10», баня «Г9», расположенные по адресу : ..., ул.3аозерная, ....

В удовлетворении иска Степанов А.С. и Степанов С.А. к Беляева В.Н. о защите права собственника от нарушений, не связанных с лишением владения о сносе бани литер Г9, расположенной по адресу : ..., ул...., ... отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Председательствующий:

Решение на 21.08.2010г. в законную силу не вступило.