Дело №2-3289/2011 по иску Шмаковой О.И., Дмитриевой Е.С. к администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на жилой дом и земельный участок.



                2-3289/11

            РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    13 сентября 2011 года     г.Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Янбулатовой З.С.

с участием представителя истцов Cынгизовой А.Р.

при секретаре Галимовой Э.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмаковой О.И., Дмитриевой Е.С. к администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Шмакова О.И. и Дмитриева Е.С. обратились в суд с иском к администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности на литеры А, Б (жилые дома), А1, Б1, Б2 (пристрои к жилым домам), а, б, а1, б1 (крыльцо), расположенные по адресу: <адрес>, по ? доле: за Шмаковой О.И. и Дмитриевой Е.С. на земельном участке, площадью 1334 кв.м. с кадастровым номером . В обоснование исковых требований Шмакова О.И. и Дмитриева Е.С. указали на следующие обстоятельства.

В ДД.ММ.ГГГГ дедом Шмаковой О.И. – Р.В. (по свидетельству о смерти Х.) А. был приобретен по частной расписке у соседа К.И.Р. жилой дом с земельным участком размером 13 соток, прописался по этому адресу вместе с семьей. В ДД.ММ.ГГГГ Р. на данном участке построил новый дом жилой дом – литер А и пристрой к нему – литер А1 с верандой литер «а», общей площадью 39,6 кв.м., а из купленного жилого дома переоборудовал баню. В ДД.ММ.ГГГГ Р.В.А. умер. Построенный им дом, фактически перешел в пользование и владение по наследству его сыну Р.И.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения (отцу истицы Шмаковой О.И.). В ДД.ММ.ГГГГ совместными усилиями с семьей дочери Шмаковой О.И. и Р.И.В. был построен второй жилой дом – литер Б в ДД.ММ.ГГГГ и пристрои к этому жилому дому – литер Б1 в ДД.ММ.ГГГГ, литер Б2 в ДД.ММ.ГГГГ, веранду и крыльцо – литеры б и б1, общей площадью 61,8 кв.м. В ДД.ММ.ГГГГ отец и дед истиц умер и неоформленное наследство в виде двух жилых домов и пристроев к ним фактически перешло в полное владение и пользование к семье Шмаковой О.И..

Однако, оформить документально право собственности на указанное имущество во внесудебном порядке истцы не имеют возможности, в ввиду неоформления правоустанавливающих документов Р.В.А. и Р.И.В. в отношении этого недвижимого имущества, в связи с чем истицы не имеют возможности оформить полученный по наследству и построенный далее самостоятельно жилой дом. Узаконение строений не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, Ответчиком принят в эксплуатацию данное домовладение, в соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. Этим обстоятельством и вызвано обращение истцов в суд.

В судебном заседании представитель истца Сынгизова А.Р. исковые требования поддержала в полном объеме и просила признать за истцами право собственности на указанные литеры жилого дома: А, Б, А1, Б1, Б2, а, б, а1, б1.

От истцов Шмакова О.И. и Дмитриева Е.С. имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика администрации ГО г. Уфы РБ, в судебное заседание не явился, будучи надлежаще образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в их отсутствие. На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика.

Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

          Отец истицы Шмаковой О.И., Р.И.В., как единственный наследник фактически принял наследство, состоящее из жилого дома под литерами А, А1, а, после смерти ДД.ММ.ГГГГ своего отца Р.В.А. После замужества Шмаковой О.И. совместными усилиями началось строительство второго жилого дома литера Б. В ДД.ММ.ГГГГ дом был достроен, в ДД.ММ.ГГГГ построен литер Б1, в ДД.ММ.ГГГГ году - литер Б2, б, б1.

ДД.ММ.ГГГГ Р.И.В. (отец Шмаковой О.И. и дед Дмитриевой Е.С) умер После его смерти в соответствии со ст. 1113 Гражданского кодекса РФ, открылось наследство, состоящее в числе прочего из объекта недвижимого имущества – домовладения (литера А, Б, А1, Б1, Б2, а, б, а1, б1) расположенного по адресу: <адрес>. Его наследство фактически приняли его дочь Шмакова О.И. и его жена Р.А.Ф.. ДД.ММ.ГГГГ умерла Р.А.Ф. После смерти родителей единственной наследницей в соответствии со ст.1142 ГК является дочь Шмакова О.И.

Шмакова О.И. проживает по адресу: <адрес> рождения и по настоящее время, после смерти родителей фактически приняла наследство, вступила во владение и управление наследственным имуществом.

       В соответствии со ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц.

В ДД.ММ.ГГГГ часть домовладения (литера Б, Б1, Б2, б, б1) была фактически подарена дочери Дмитриевой Е.С., которая осуществила капитальный ремонт строения, обеспечивала и продолжает обеспечивать его надлежащее состояние и проживает там по настоящее время.

Как видно из Технического паспорта жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ домовладение состоит из: жилого дома – литер А; пристроя к жилому дому – литер А1; веранды – литер а; крыльца – литер а1; жилого дома – литер Б; пристроя к жилому дому – литер Б1; пристроя к жилому дому – литер Б2; веранды – литер б; крыльца – литер б1, и других вспомогательных построек: сарай (литер Г), сарай (литер Г4); баня (литер Г5), предбанник (литер Г 6), гараж (Г7), общей площадью домовладения 101,4 кв.м., расположенного на земельном участке площадью 1334 кв.м. с кадастровым номером , по адресу: <адрес>.

        В соответствии с ч. 1 статьи 1110 ГК РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к наследникам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

          Согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

          Соответственно, к истцам, перешло имущественное право умершего в судебном порядке признать за собой право собственности на самовольно возведенное домовладение по адресу: <адрес>, на основании ст. 222 ГК РФ.

          В соответствии с ч.1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

           В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

          Истцами получены необходимые согласования по условиям соответствия домовладения пожарным и строительным нормам, что подтверждается Справкой о готовности индивидуального жилого дома к заселению от ДД.ММ.ГГГГ, Протоколом заседания комиссий по землепользованию и застройке ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ

         Индивидуальный жилой дом (литер А. А1, Б, Б1, Б2) по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию Постановлением Главы Администрации городского округа г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ

         Таким образом, самовольно перестроенное домовладение соответствует строительным, пожарным и санитарно-гигиеническим нормам и правилам, сохранение построек не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

          В числе наследства к истцам перешло и имущественное право наследодателя на узаконение построек по адресу: <адрес>, что дает истцу право просить суд о признании за истцом права собственности на домовладение на основании ч.3 ст.222 ГК РФ.

        Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990г. N 1305-I "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ.

В соответствии с абз.2 п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», … «отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.»…

Претензий со стороны сособственников соседних домовладений не имеется, что подтверждается актом согласования границ землевладений.

В соответствии с п. 1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Федеральный закон от 30.06.06г. о внесении изменений в п.3 ст. 222 ГК РФ не указывает на то, что действие закона распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие.

Ввиду того, что самовольно пристроенные дома возведены до принятия указанного закона, действия по установлению права собственности проведены до вступления в силу изменений в ст. 222 ГК РФ, то к данным правоотношениям следует применить положения указанной статьи в редакции до 30.06.06г., поскольку в выше указанном Федеральном законе отсутствуют указания о том, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.

Согласно ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество. Созданное на земельном участке, не отведенным для этих целей в порядке установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В соответствии с частью 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случая в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Судом установлено, материалами дела подтверждено, что истцы в настоящее время являются фактическими собственниками вышеуказанных самовольных строений, несут расходы по их содержанию.

По вопросам владения, пользования и распоряжения указанными строениями никаких споров и разногласий ни с кем не имеется. Сохранение построек не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

           Согласно Кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, участок по адресу: <адрес>, относится к землям населенного пункта, разрешенное использование участка – под жилую застройку индивидуальную, из чего следует, что препятствия для признания права собственности истца на земельный участок, отсутствуют, участок используется по назначению, согласно разрешенного использования.

        Суд, на основании представленных документов, считает возможным признать за истцом право собственности на указанное недвижимое имущество для последующей регистрации права собственности в соответствии со ст. 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

       На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать право собственности за Шмаковой О.И. и Дмитриевой Е.С. по ? доли каждому на литеры А, Б, А1, Б1, Б2, а, б, а1, б1, расположенных по адресу: <адрес>.

         Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней.

        Судья

Решение не вступило в законную силу.