Дело № 2-2974/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2011 года г.Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Зайнуллиной С.Р.,
при секретаре Шамсутдиновой А.Р.,
с участием представителя истицы Шокирова И.З., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдурахмановой Г.Р. к Администрации ГО г.Уфа о обязании заключения договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Абдурахманова Г.Р. обратилась с иском к Администрации городского округа город Уфа об обязании заключения договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование иска Абдурахманова Г.Р. указала на то, что является собственником жилого дома, расположенного на данном земельном участке на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истица Абдурахманова Г.Р. обратилась в Администрацию городского округа город Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен отказ в предоставлении земельного участка в собственность с мотивировкой, что часть земельного участка по данному адресу расположен в границах красных линий и данный земельный участок в соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ в частную собственность не предоставляется.
Указанный отказ, по мнению истицы, является незаконным. Абдурахманова Г.Р. просит признать за ней право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер №, общей площадью 1108 кв.м.
Представитель истца Шокиров И.З. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил их удовлетворить, в обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель Администрации городского округа город Уфа, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, имеется расписка о надлежащем извещении. Также ответчик был извещен путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Ленинского районного суда г.Уфы, однако в суд не явился, причину неявки не сообщил, с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие не обращался, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, документов либо возражений по спору не предоставил. Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика.
Выслушав представителя истца, исследуя и оценивая материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности серии № от ДД.ММ.ГГГГ истица является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В материалах дела имеется техническая документация на жилой дом по адресу: <адрес>., кадастровый паспорт земельного участка, в которых площадь земельного участка указана 1108 кв.м. Сведений о самозахвате земельного участка не имеется.
Согласно подп. 5 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Поэтому во всех случаях, когда осуществляется правомерное пользование земельным участком или стоящим на нем домом, возникает право на приобретение в собственность земельного участка.
В соответствии с п.2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды на них имеют граждане, юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанно право осуществляется гражданами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, иными федеральными законами.
На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного суда РФ, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдени принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ (Постановление от 03 ноября 1998г. №25-П, Определение от 12 мая 2005г. №187-0).
Судом установлено, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Как следует из п.4 ст.28 ЗК РФ произвольный отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Администрацию городского округа город Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
Абдурахманова Г.Р. получила ответ с мотивировкой: часть земельного участка, расположена в границах красных линий.
В соответствии с п. 12 ст.85 Земельного кодекса РФ в частную собственность не предоставляются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Администрация ГО <адрес> обосновывает свой отказ ссылаясь на то что, данный земельный участок расположен в границах красных линий. Согласно ст. 1 ГрК РФ красные линии – линии которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения(далее линейные объекты); территории общего пользования – территории которым беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). На основании п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ определением от 27.10.2009 г. № 11-В09-19 было разъяснено, что п.12 ст. 85 ЗК РФ не допускает приватизацию земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, дорогами, скверами, бульварами, и другими объектами общего пользования.
Каких – либо объектов общего пользования на земельном участке по адресу <адрес> не имеется.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ какая-либо информация о существовании зарегистрированных прав или ограничений прав на данный земельный участок в Земельной кадастровой палате по РБ отсутствует, что означает недействительность существования красных линии на данном земельном участке. Следовательно, данный земельный участок не является земельным участком общего пользования.
Ст. 28 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность предоставления земельных участков в собственность граждан.
В соответствии с ч.б ст.36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления заявления о
предоставлении земельного участка в собственность исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного и участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности орган местного самоуправления осуществляет в подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с.ч 2 ст.2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до 1 января 2012 года лица, не указанные в п.1 ст.2 указанного закона и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной ; или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностьюнаселения:
от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
В соответствии с ч.2 ст.25.6 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» от 05 января 2004 г. № 59-з до 01 января лица, не указанные в ч.1 указанного закона и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по следующей цене: в городе Уфе–семнадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка.
Довод Администрации ГО г.Уфы о том, что часть земельного участка, на котором расположен жилой дом истицы находится в границах красных линий, безоснователен, так как в п. 11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, а спорный земельный участок не относится по категории к участкам общего пользования. На спорном земельном участке, относящемся к землям населенных пунктов и имеющем разрешенное использование: под индивидуальнуюжилую застройку, расположен индивидуальный жилой дом истицы, а не какой-либо объект общего пользования. Поэтому ссылка Ответчика на п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ о той, что в частную собственность не предоставляются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, незаконна.
Таким образом, суд считает требования истца об обязании Администрацию округа г.Уфа заключить с Абдурахмановой Г.Р. договор купли-продажи земельного участка площадью 1108 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> по выкупной цене в соответствии с действующим законодательством обоснованными и подлежащими удовлетворению..
руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Абдурахманой Г.Р. удовлетворить.
Обязать Администрацию ГО город Уфа заключить с истцом Абдурахмановой Г.Р. договор купли-продажи земельного участка общей площадью 1108 кв.м. под кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, по выкупной цене в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Уфы РБ.
Судья Зайнуллина С.Р. Решение на 06.10.2011г. в законную силу не вступило.