№2-2-3601/22 решение по иску Саитгареевой, Гималетдинойо к АГО о признании права собственности



№2-3601/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    26 сентября 2011 г.                                                                           г. Уфа

Судья Ленинского районного суда г. Уфы Салимзяновой Г.М.

при секретаре Галиуллиной Г.М.,

с участием представитель истцов - Манахова П.А. по доверенности от 23.05.2009г., от 23.05.2009г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саитгареевой М.Х. и Гималетдиновой М.Н. к Администрации ГО <адрес> о признании права собственности на самовольную постройку,

УСТАНОВИЛ:

Саитгареева М.Х., Гималетдинова М.Н. обратились в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на самовольную постройку, мотивируя тем, что Гималетдинов Н.Г. купил ? часть жилого дома, находящегося по адресу <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году Гималетдинов Н.Г, умер. Гималетдинова М.Н. с мужем Гималетдиновым Р.Н. с согласия матери построила жилой дом под литером Д, пристрой под литером <адрес>, веранду под литером д, крыльцо под литером <адрес>, расположенных по адресу: <адрес> б. В ДД.ММ.ГГГГ. умерла Гималетдинова Р.Ю., позже умер Гималетдинов Р.Н. В 1999г. Саитгареева М.Х. купила часть жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. Саитгареева М.Х. построила 2-х этажный жилой дом под лит В, три пристроя под лит В1, В4, В5, цокольный этаж под лит В3, веранда в1, тамбур под лит. в2, расположенные по адресу <адрес>.

В судебном заседании представитель истцов Манахов П.А.исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель администрации ГО <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, имеется уведомление о надлежащем извещении, с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствии не обращался, об уважительности неявки суду не сообщил, доказательств, либо возражений относительно предмета спора не предоставлял. Суд, на основании статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Гималетдинов Н.Г. купил ? часть жилого дома, находящегося по адресу <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году Гималетдинов Н.Г, умер. Гималетдинова М.Н. с мужем Гималетдиновым Р.Н. с согласия матери построила жилой дом под литером Д, пристрой под литером <адрес>, веранду под литером д, крыльцо под литером <адрес>, расположенных по адресу: <адрес> б. В ДД.ММ.ГГГГ. умерла Гималетдинова Р.Ю., позже умер Гималетдинов Р.Н. В 1999г. Саитгареева М.Х. купила часть жилого дома, расположенного по адресу <адрес>. Саитгареева М.Х. построила 2-х этажный жилой дом под лит В, три пристроя под лит В1, В4, В5, цокольный этаж под лит В3, веранда в1, тамбур под лит. в2, расположенные по адресу <адрес>.

В 2011 году истцы получили Градостроительное заключение № ГЗ – 2758/и от ДД.ММ.ГГГГ, которое предусматривает возможность предоставление земельного участка в установленном законом порядке, а вид функционального использования – условно разрешен.

Данному домовладению присвоен новый почтовый адрес : г,Уфа, <адрес>, что подтверждается справкой от 15.06.2011г.

Администрация Ленинского района ГО г. УФЫ РБ градостроительное заключение № ГЗ – 2758/и от 18.08.2009г. согласовала и просила рассмотреть на комиссии по землепользованию и застройке г. Уфы возможность ввода в эксплуатации 2 жилых домов.

Протоколом заседания комиссии по землепользованию и застройке ГО г. Уфы РБ, был разрешен ввод объекта в эксплуатацию и оформление прав пользования земельным участком.

Постановлением главы Администрации ГО г. Уфа РБ от 29.10.2009г. «О принятии в эксплуатацию законченных строительством индивидуальных жилых домов, построенных в Ленинском районе ГО г. Уфы РБ», жилые дома по адресу <адрес> были приняты в эксплуатацию. Саитгареева М.Х. и Гималетдинова М.Н. получили Справку о готовности индивидуального жилого дома к заселению от 02.10.2009 года.

Фактическое пользование земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, происходит с 1941 года.

Согласно акту согласования границ землевладений – претензий со стороны собственников соседних домовладений не имеется.

Разногласий между сособственниками не имеется, что подтверждается Соглашением о порядке пользования земельным участком по адресу <адрес> б.

В соответствии с п. 1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Федеральный закон от 30.06.06г. о внесении изменений в п.3 ст. 222 ГК РФ не указывает на то, что действие закона распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие.

Ввиду того, что самовольно построенный жилой дом возведен до принятия указанного закона, действия по установлению права собственности проведены до вступления в силу изменений в ст. 222 ГК РФ, то к данным правоотношениям следует применить положения указанной статьи в редакции до 30.06.06г., поскольку в вышеуказанном Федеральном законе отсутствуют указания о том, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.

В соответствии с абз. 2 п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и /или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом установлено, что самовольные постройки, возведенные истцами, литеры В, В1, В4, В5, В3, в1, в2, Д, Д1, д, д1, Г, Г1, предназначены для проживания истцов, являются объектом индивидуального жилищного строительства.

Признание права собственности на самовольные постройки за Саитгареевой М.Х. и Гималетдиновой М.Н. не нарушит права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаст угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно ч. 3 ст. 222 ГК РФ (в редакции до 01.09.2006 г.), действовавшей на момент возведения самовольной постройки, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившем постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный земельный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.

Судом установлено, материалами дела подтверждено, что истцы в настоящее время являются фактическим собственником вышеуказанных самовольных строений, несет расходы по их содержанию, оплачивает земельный налог.

Таким образом, земельный участок, расположенный по <адрес> находится в постоянном пользовании истцов, ввиду нахождения на нем принадлежащих ему строений, со стороны истца отсутствует самовольный захват земельного участка. Признание права собственности на самовольно возведенные строения за истцом не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, и суд полагает необходимым удовлетворить иск.

Заслушав доводы истцов, изучив и оценив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Саитгареевой М.Х., Гималетдиновой М.Н. удовлетворить.

Признать за Саитгареевой М.Х. право собственности на жилой дом под литером В, три пристроя под литерами В1, В4, В5, веранду под литером в1, тамбур под литером в2, расположенных по адресу:      <адрес>.

Признать за Гималетдиновой М.Н, право собственности на жилой дом под литером Д, пристрой под литером <адрес>, веранду под литером д, крыльцо под литером <адрес>, расположенных по адресу: <адрес>.

Признать за Саитгареевой М.Х., Гималетдиновой М.Н. право собственности на нежилые строения в виде бани, под литером Г, предбанника под литером Г1, расположенных по адресу: <адрес>, по ? доле за каждой.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней.

Судья

Решение не вступило в законную силу 06.10.2011г.