Дело №2-3366/2011 по исковому заявлению Тальвинской Р.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок.



                                №2-3366/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    28 сентября 2011 года    г. Уфа

    Судья Ленинского районного суда г. Уфы РБ Легковой В.В.,

    с участием представителя истца по доверенности Дубинина В.А.,

    при секретаре Максуровой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тальвинской Р.М. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Тальвинская P.M. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации ГО г. Уфа РБ о признании за ней права собственности на земельный участок с кадастровым номером: , расположенный по адресу: <адрес>.

Истец мотивировала свои исковые требования тем, что исполнительным комитетом Уфимского районного Совета депутатов трудящихся в целях организации коллективного садоводства КВП отдела социального обеспечения Ленинского райисполкома был выдан государственный акт на право пользования землей. На основании данного акта СНТ «<данные изъяты>» был предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно п.1 решения исполнительного комитета Уфимского городского Совета народных депутатов Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ г. «Об уточнении площади коллективного сада «<данные изъяты>» КВП отдела социального обеспечения Ленинского райисполкома и выдаче акта на право пользования землей» за членами СНТ «<данные изъяты>» закреплен земельный участок Ленинского района города.

Согласно членской книжке садовода истец является членом СНТ «<данные изъяты>» и пользуется земельным участком .

Истец обратилась к главе Администрации ГО г. Уфа РБ с заявлением о приватизации занимаемого земельного участка, однако, письмом Администрации ГО г. Уфа РБ в лице Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ истцу было отказано в приватизации всей площади участка в связи с тем, что садовый земельный участок в СНТ «<данные изъяты>» Ленинского района частично зарезервирован для муниципальных нужд, и возможна лишь приватизация части испрашиваемого участка.

Истец считает данный отказ Администрации ГО г. Уфы РБ незаконным, нарушающим его гражданские права.

В судебном заседании представитель истца - Дубинин В.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик - представитель Администрации ГО г. Уфа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, имеется уведомление о надлежащем извещении. Также ответчик был извещен путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Ленинского районного суда г. Уфы, однако он в суд не явился, с заявлением о рассмотрении дела в отсутствии их представителя не обращался, документов об уважительности неявки, доказательств, либо возражений относительно предмета спора не представил. Суд считает причину неявки представителя ответчика неуважительной, т.к. ответчиком является юридическое лицо со штатом сотрудников, которые могли бы явиться в суд и защитить свои интересы. Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.

    Представитель третьего лица - Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г.Уфа РБ в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащем образом, имеется уведомление о надлежащем извещении, с заявлением о рассмотрении дела в отсутствии их представителя не обращался, об уважительности неявки суду не сообщал. Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.

Выслушав представителя истца, изучив материалы настоящего гражданского дела, представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что требования истца Тальвинской P.M. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Земельною Кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, исполнительным комитетом Уфимского районного Совета депутатов трудящихся в целях организации коллективного садоводства КВП отдела социального обеспечения Ленинского райисполкома был выдан государственный акт на право пользования землей. На основании данного акта СНТ «<данные изъяты>» был предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно п.1 решения исполнительного комитета Уфимского городского Совета народных депутатов Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ «Об уточнении площади коллективного сада «<данные изъяты>» КВП отдела социального обеспечения Ленинского райисполкома и выдаче акта на право пользования землей» за членами СНТ «<данные изъяты>» закреплен земельный участок Ленинского района города.

В соответствии c п.5 ст. 20 Земельного кодекса РФ, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования имеют право приобрести их в собственность.

Согласно членской книжке садовода и справке следует, что истец Тальвинская P.M. является членом СНТ «<данные изъяты>» с 1990 года и пользуется садовым участком.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность. Отвод земельных участков для организации садоводческих товариществ удостоверяется государственным актом, в данном случае такой отвод был произведен решением исполнительного комитета Уфимского городского Совета народных депутатов Башкирской АССР.

В соответствии с федеральным законом № 93-ФЗ от 30 июня 2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» в ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлен порядок и перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный для садоводства, которыми являются акт о предоставлении данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания и кадастровый план.

Истец обратилась к главе Администрации ГО г. Уфа РБ с заявлением о приватизации занимаемого земельного участка, однако, письмом Администрации ГО г. Уфа РБ в лице Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ истцу было отказано в приватизации всей площади участка в связи с тем, что садовый земельный участок в СНТ «<данные изъяты>» Ленинского района частично зарезервирован для муниципальных нужд, и возможна лишь приватизация части испрашиваемого участка.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков. Истец на своем участке, предоставленными ему еще в 1990 году в бессрочное пользование имеет садовый домик и другие строения. С соседями споров, либо разногласий по поводу границ земельного участка нет.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (в бессрочное) пользование, в пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается. Право на приватизацию земельного участка, находящегося длительное время в фактическом правомерном пользовании, вытекает из п. 4 ст.З Вводного закона. Кроме того, согласно п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Истцу было отказано в приватизации всей территории садового участка по причине частичного резервирования площади земельного участка для муниципальных нужд. Однако, можно ли отнести данное основание для отказа в приватизации к перечню оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, с учетом того, что истцу предоставлен земельный участок в бессрочное пользование, истец им пользуется более 20 лет, возвел на участке садовый дом и другие строения, а органами муниципальной власти были приняты акты о резервировании земельных участков для муниципальных нужд.

В силу п.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ст. 28 п.3 ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ, граждане, которым предоставлены садовые, огородные или дачные земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

Согласно п.4 ст.28 ФЗ № 66-ФЗ в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению, либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность».

В данном случае запрет на предоставление земельного участка в собственность установлен решением муниципального органа.

Согласно ст.28 ч.4 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В Решении Совета ГО г.Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земельных участков в границах ГО г.Уфа РБ для муниципальных нужд» установлено, что земельные участки, в том числе земельный участок предоставленный СНТ «<данные изъяты>», резервируются для муниципальных нужд в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

В силу ст.70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст.49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Указанные в решении Совета ГО г.Уфа РБ цели резервирования земельных участков не входят в закрытый перечень случаев резервирования участков, установленных ст.49 ЗК РФ, а конкретно в исключительных случаях, связанных с: «1) выполнением международных обязательств Российской Федерации; 2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения».

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, следует, что земельный участок, выделенный СНТ «<данные изъяты>» зарезервирован решением органа муниципальной власти для муниципальных нужд в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Однако невозможность резервирования для муниципальных нужд земельного участка в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, ранее закрепленного за СНТ «<данные изъяты>», подтверждается нормами ст.70.1 ЗК РФ, которая допускает резервирование земель, ранее предоставленных гражданам или юридическим лицам, для государственных или муниципальных нужд исключительно в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ.

На основании п.2 ст.38 данного федерального закона «Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в осуществлении государственной регистрации или перерегистрации прав на садовые, огородные или дачные земельные участки, строений и сооружений, расположенных на них, изготовлением планов (чертежей границ) садовых, огородных и дачных земельных участков в порядке и в сроки, которые установлены законодательством».

Согласно п.1 ст. 46 того же закона: «Защите в соответствии с гражданским законодательством подлежат следующие права членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений: права собственности, права на владение, пользование и распоряжение земельными участками общего пользования, другим имуществом такого объединения, другие предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами прав».

Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов осуществляется посредством признания их прав, признания недействительным акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления.

Таким образом, нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий названному лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений этого права в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.

Разъяснение по данному вопросу изложено в вопросах и ответах в Постановлении Президиума Верховного суда РФ, которое гласит: «Нормы ЗК РФ закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании, на котором находится принадлежащий этому лицу объект недвижимости, и не содержит ограничений указанного права, в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд».

В соответствии с Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, включенным в Бюллетень «Собственник дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на получение этого земельного участка в собственность», а также: «судам при вынесении решения о предоставлении "зарезервированного для государственных или муниципальных нужд земельного участка в собственность граждан, следует руководствоваться нормами ст. 36 Земельного Кодекса РФ».

Указанные постройки были возведены истцом в соответствии с п.2 ст. 269 ПС, лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

В соответствии с ГК РФ, Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество...» № 122-ФЗ от 21.07.1997 г., ЗК РФ, а также, Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ №561 от 22.07.2008 г., ограничение или обременение прав на недвижимые объекты -земельные участки должно быть зарегистрировано в установленном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, а также в ФБУ «Кадастровая палата» по Республике Башкортостан - органе, уполномоченным на ведение Государственного кадастра недвижимости.

Соответственно п.1 ст. 4 ФЗ № 122-ФЗ наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора, либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом».

Согласно п. 8 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08г.: «Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган    исполнительной     власти,     осуществляющий     ведение     государственного     кадастра

недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно п. 9 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08г.: «Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В уведомлениях Управления Росреестра по РБ об отсутствии информации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, а также в кадастровых паспортах земельных участков, выданные ФБУ «КП» по РБ, указано, что каких-либо ограничений, установленных органом местного самоуправления о резервировании земельных участков с кадастровыми номерами: , закрепленного за СНТ «<данные изъяты>», и , находящегося во владении Истца, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в Государственном кадастре недвижимости не зарегистрировано, что означает недействительность существования резервирования указанных земельных участков только на основании акта органа местного самоуправления.

Следовательно, вся территория земельного участка, находящегося во владении Истца, зарезервированной не является.

В данном случае Администрация ГО г. Уфы основывает свой отказ на п.4 ст. 28 ЗК РФ, который допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных или муниципальных нужд.

Что касается ссылки на п. 4 ст.28 ЗК РФ, то данная статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятых объектами недвижимости, то есть свободные от прав граждан и юридических лиц.

Об этом же говорит и п.2 ст. 16 Закона РБ от 05.01.2004 г. № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан».

Это означает, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд может быть осуществлена лишь на свободные от застройки земельные участки.

Данный земельный участок был предоставлен СНТ «<данные изъяты>». Срок владения и пользования данный земельным участком у СНТ «<данные изъяты>» по настоящее время составляет более 26 лет.

Согласно п.1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Соответственно, истец приобрел право собственности на земельный участок также и на основании приобретательной давности, установленной ст. 234 ГК РФ.

В течение всего срока владения земельными участками к садоводам не было предъявлено никаких претензий со стороны государственных органов, доказательств подтверждающих обратное суду не предоставлено, они обрабатывали свои земельные участки в соответствии с функциональным назначением, оплачивали расходы по его содержанию.

Более того, согласно обобщению судебной практики рассмотрения дел, вытекающих из земельных правоотношений за период 2006 - 2010 г.г., следует, что резервирование земель возможно только в отношении тех земельных участков, которые не освоены.

Таким образом, с учетом изложенного, а также на основании Федерального закона от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним», а также на основании Федерального закона «О садоводчествах, огородничествах и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ суд приходит к выводу, что истец, как член СНТ «<данные изъяты>» с 90-х г. имеет право на получение в собственность земельного участка, предоставленного ему СНТ «<данные изъяты>»

Ленинского района г. Уфы. В связи с чем, отказ Администрации ГО г.Уфа РБ в лице Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г.Уфа РБ в предоставлении истцу в собственность всей территории земельного участка, суд считает незаконным. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Тальвинской Р.М. удовлетворить.

Признать за Тальвинской Р.М. право собственности на земельный участок площадью 396 кв.метров с кадастровым номером: , расположенный по адресу: <адрес>.

Указанное, решение является основанием для государственной регистрации права собственности истца на земельный участок в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья:                                В.В. Легковой

Решение не вступило в законную силу на 10.10.11