Дело №2-3647/2011г. по иску Балякиной Л.А. к Администрации ГО г.Уфа о признании права собственности на земельный участок.



РЕШЕНИЕ                    2-3647/11

Именем Российской Федерации

12 октября 2011года                                                                                              г.Уфа

Судья Ленинского районного суда г.Уфы Ильин А. Н.,

при секретаре Хамитовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балякиной Л.А. к Администрации ГО г.Уфа о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

      Балякина Л. А. обратилась в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ об обязании передачи в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 974 кв.м., с кадастровым номером .

       В судебном заседании представитель истца Рафиков Р.М. исковые требования поддержал.       Представитель ответчика Администрации ГО г.Уфа извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, причины неявки суду не сообщил.

      В силу ч.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

           Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

      Балякина Л.А. является собственником индивидуального жилого дома под литером А постройки ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на земельном участке площадью 974 кв.м. с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ

       Согласно архивной выписке Центрального исторического архива РБ от ДД.ММ.ГГГГ и договора о праве застройки свободного земельного участка в г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ, семья Балякиных пользуется данным земельным участком с ДД.ММ.ГГГГ, непрерывно, добросовестно и открыто, регулярно осуществляют установленные законодательством земельные платежи.

       На обращение Балякиной Л. А. в Администрацию ГО г.Уфа с просьбой предоставить земельный участок в собственность, получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в передаче участка в собственность, в связи с расположением земельного участка в границах территории зарезервированной для муниципальных нужд и данный земельный участок приватизации не подлежит.

      Согласно ч.4 ст.3 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ», граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса РФ.

        В соответствий с п.9.1. ст.3 ФЗ «О введении в действии Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения, или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

      В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

        Согласно п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п.5 ст.36 ЗК РФ заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п.1 ст.20 ЗК РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч.1 ст.36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст.36 Конституции РФ). Таким федеральным законом, регламентирующим в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.

       Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.

        В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №25-П от 03.11.1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положении статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

     Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).

        Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 г. №187-0 из п.6 ст.36 ЗК РФ вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст.29 ЗК РФ, подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.

             Пунктом «а» части 1 статьи 3 Федерального закона от 10 мая 2007 года N 69 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» внесены изменения в Земельный кодекс РФ, согласно которым установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, относится к полномочиям Российской Федерации (ст. 9 Земельного кодекса РФ). Согласно ч.4 ст.70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.

         Земельный кодекс РФ в п. 5 ст.1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанными с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

        В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. №137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

        Признание права собственности на земельный участок за Балякиной Л.А. не нарушит права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаст угрозу жизни и здоровью граждан.

       При таких обстоятельствах суд считает исковые требования Балякиной Л.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

        Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

       Обязать Администрацию ГО г.Уфа заключить с Балякиной Л.А. договор передачи в собственность земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, площадью 974 кв.м., с кадастровым номером .

       Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.

Судья Ильин А.Н. Решение на 14.10.2011г. в законную силу не вступило.