Дело № 2-3836/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2011 г. г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы РБ в составе федерального судьи Манаповой Г.Х.,
с участием представителя истца – Садретдиновой Г.Ф., действующей по доверенности от Данабаевой Г.Д. № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Гимазовой Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Данабаевой Г.Д. к Администрации городского округа город Уфа о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Данабаева Г.Д. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации ГО г. Уфы о признании права собственности на земельный участок №, находящийся в СНТ «<данные изъяты>», расположенного в Ленинском районе г. Уфы по адресу: <адрес>.
Истец мотивировала свои исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Уфимского районного Совета депутатов трудящихся в целях организации коллективного садоводства КВП отдела социального обеспечения Ленинского райисполкома был выдан государственный акт на право пользования землей серии №. На основании данного акта СНТ «<данные изъяты>» был предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования общей площадью 20,1 га.
Согласно п.1 решения исполнительного комитета Уфимского городского Совета народных депутатов Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уточнении площади коллективного сада «<данные изъяты>» КВП отдела социального обеспечения Ленинского райисполкома и выдаче акта на право пользования землей» за членами СНТ «<данные изъяты>» закреплен земельный участок площадью 20.1 га в квартале № лесничества Ленинского района города.
Согласно членской книжке садоводов она является членом СНТ «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ Н.В.М., как председатель правления СНТ «<данные изъяты>» обратилась в администрацию г. Уфы с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность, однако Администрация г. Уфы РБ, рассмотрев заявление, указала на необходимость узаконения земельного участка в судебном порядке.
В ДД.ММ.ГГГГ Н.В.М. повторно обратилась в Администрацию ГО г. Уфа РБ с аналогичной просьбой. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ иск. № ответчик отказал ей в предоставлении в собственность земельного участка, по основаниям, что отсутствует правоустанавливающий документ, удостоверяющее право постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый земельный участок, не пройден государственный кадастровый учет на земельный участок, а также то, что земельный участок заявителя зарезервирован для муниципальных нужд.
Истец считает отказ Администрации ГО г. Уфы незаконным, нарушающим ее права.
В судебном заседании представитель истца Садретдинова Г.Ф. требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и пояснила, что спорный земельный участок зарезервирован не для муниципальных нужд, а для коттеджной застройки.
Ответчик – Администрация ГО г. Уфа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, о чем имеется уведомление и расписка, с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии их представителя не обращались, документов об уважительности неявки не представили, письменный отзыв на исковое заявление не направили, Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, изучив материалы настоящего гражданского дела, представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Земельною Кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом Уфимского районного Совета депутатов трудящихся в целях организации коллективного садоводства КВП отдела социального обеспечения Ленинского райисполкома был выдан государственный акт на право пользования землей серии №. На основании данного акта СНТ «<данные изъяты>» был предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования общей площадью 20,1 га.
Согласно п.1 решения исполнительного комитета Уфимского городского Совета народных депутатов Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уточнении площади коллективного сада «<данные изъяты>» КВП отдела социального обеспечения Ленинского райисполкома и выдаче акта на право пользования землей» за членами СНТ «<данные изъяты>» закреплен земельный участок площадью 20.1 га в квартале № лесничества Ленинского района города.
В соответствии с п.5 ст. 20 Земельного кодекса РФ, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования имеют право приобрести их в собственность.
Согласно членской книжке садовода следует, что истец является членом СНТ «<данные изъяты>» с 80-х годов и пользуется своим садовым участком.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность. Отвод земельных участков для организации садоводческих товариществ удостоверяется государственным актом, в данном случае такой отвод был произведен решением исполнительного комитета Уфимского городского Совета народных депутатов Башкирской АССР № 4-178 от 07.02.1986 г.
В соответствии с федеральным законом № 93-ФЗ от 30 июня 2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» в ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлен порядок и перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный для садоводства, которыми являются акт о предоставлении данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания и кадастровый план.
В соответствии с п.5 ст.20 Земельного кодекса РФ, введенного в действие федеральным законом № 137-ФЗ от 25 октября 2001 г. и на основании ст. 28 закона № 363-ФЗ от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ДД.ММ.ГГГГ Н.В.М., являющаяся председателем правления СНТ «<данные изъяты>», обратилась в администрацию г. Уфы РБ с заявлением о разрешении приватизации садовых участков.
Администрация г. Уфы РБ, рассмотрев обращение председателя СНТ «<данные изъяты>», пояснила следующее. По первоначальному варианту проект постановления администрации г. Уфы предусматривал разрешить заказчику ООО «<данные изъяты>» разработку проекта застройки в северо-восточной части жилого района «<данные изъяты>» в Ленинском районе г. Уфы за счет изъятия земель с учетом сноса коллективных садов на участке площадью 86,59 га. В виду многочисленных обращений граждан о несогласии со сносом садовых участков. ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по застройке города принято решение о разработке проекта застройки территории, не занятой садовыми участками. С учетом принятого решения, в новом проекте постановления администрации г. Уфы заказчику ООО «<данные изъяты>» разрешена разработка проекта застройки северо-восточной части жилого района «<данные изъяты>» в Ленинском районе г. Уфы, площадью 49,4 га, при этом садовые участки под снос не попадают. В письме ответчик указал на необходимость узаконения построенного объекта и земельного участка в судебном порядке. В этом же году, члены СНТ «<данные изъяты>» обратились в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российском Федерации. Указанное коллективное обращение было направлено в Прокуратуру Республики Башкортостан, которая письмом от ДД.ММ.ГГГГ № установила незаконность принятого Ответчиком решения «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд на территории г. Уфы», в соответствии с которым земли СНТ «<данные изъяты>» находятся в зоне перспективной застройки, послужившее для Ответчика основанием для отказа в приватизации земельных участков.
Согласно ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав жилых зон могут включаться территории, предназначенные для ведения садоводства.
В соответствии с федеральным законом № 93-ФЗ от 30 июня 2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» в ДД.ММ.ГГГГ председатель СНТ «<данные изъяты>» Н.В.М., действующая от имени садоводов, обратилась к Ответчику с необходимым пакетом документов для приватизации садовых участков повторно. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ответчик отказал ей в приватизации садовых участков, мотивируя:
во-первых, отсутствием правоустанавливающих документов, удостоверяющие право постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый земельный участок;
во-вторых, на не прохождение государственного кадастрового учета на земельный участок;
в-третьих, на принятие решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 8/10 от 21.02.2006г. «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан», в числе которых отнесен земельный участок Истца со сроком резервации с ограничением предоставления его в собственность физическим и юридическим лицам до 01.01.2007г. В последующем, Ответчиком принимались аналогичные решения с продлением сроков резервации испрашиваемого земельного участка.
Однако, согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков. Истец на своем участке, предоставленном ей еще в 80-х годах в бессрочное пользование, имеет садовый дом и другие строения. С соседями споров, разногласий по поводу границ земельного участка нет, что подтверждается актом согласования границ земельного участка от 20.03.2006 г.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (в бессрочное) пользование, в пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается. Право на приватизацию земельного участка, находящегося длительное время в фактическом правомерном пользовании, вытекает из п. 4 ст.3 Вводного закона. Кроме того, согласно п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Истцу было отказано в приватизации садового участка по причине резервирования земельного участка для муниципальных нужд. Однако, данное обстоятельство не является основанием для отказа в приватизации и не может быть отнесено к перечню оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, поскольку истцу предоставлен земельный участок в бессрочное пользование, она им пользуется около 30 лет, построила садовый дом, а решение Совета ГО г. Уфы РБ № 8/10 «О резервировании земельных участков для муниципальных нужд на территории ГО г. Уфа» принято 21.02.2006 г.
В силу п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 28 п.3 ФЗ РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ, граждане, которым предоставлены садовые, огородные или дачные земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
Согласно п.4 ст.28 ФЗ № 66-ФЗ в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность».
В данном случае запрет на предоставление земельного участка в собственность установлен решением муниципального органа.
Согласно ст.28 ч.4 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 настоящего Кодекса, а конкретно в исключительных случаях, связанных с: 1) выполнением международных обязательств Российской Федерации; 2) с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения».
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, следует, что земельный участок, выделенный СНТ «<данные изъяты>», зарезервирован для коттеджной застройки, что не соответствует указанным целям резервирования земель.
Согласно Письма департамента имущественных и земельных отношений Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.05.2008г. № Д 08-1366 строительство объектов жилищного строительства не входит в исчерпывающий перечень случаев изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, установленных статьей 49 ЗК РФ и земельные участки, принадлежащие членам СНТ «<данные изъяты>», не могут быть изъяты для целей жилищного строительства.
На основании п.2 ст.38 данного федерального законаодромная, 1.в Товарищество индивидуальных застройщиков жилья "ья "я на территории РФ в ИМНС по Ленинскому району г. ы. «Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям в осуществлении государственной регистрации или перерегистрации прав на садовые, огородные или дачные земельные участки, строений и сооружений, расположенных на них, изготовлением планов (чертежей границ) садовых, огородных и дачных земельных участков в порядке и в сроки, которые установлены законодательством».
Согласно п.1 ст. 46 того же закона: «Защите в соответствии с гражданским законодательством подлежат следующие права членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений: права собственности, права на владение, пользование и распоряжение земельными участками общего пользования, другим имуществом такого объединения, другие предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами прав».
Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов осуществляется посредством признания их прав, признания недействительным акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления.
Таким образом, нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий названному лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений этого права в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
Указанные постройки были возведены в соответствии с п.2 ст. 269 ГК, лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.
Также, согласно п. 1 ст. 271 ГК РФ переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество…» № 122-ФЗ от 21.07.1997 г., ЗК РФ, а также, Положением «О резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561, ограничение или обременение прав на недвижимые объекты – земельные участки должно быть зарегистрировано в установленном порядке в Главном Управлении Федеральной Регистрационной Службы РБ, а также в органе кадастрового надзора – Кадастровой палате РБ.
Соответственно п.1 ст. 4 ФЗ № 122-ФЗ наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора, либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом».
Согласно п. 8 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08г.: «Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно п. 9 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08г.: «Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с Кадастровым планом и кадастровым паспортом земельного участка и Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.04.2006 г. и от 19.06.2008 г. какая-либо информация о существовании зарегистрированных прав или ограничений прав на данный земельный участок в Кадастровой палате, либо ГУ ФРС РБ отсутствует, что означает недействительность существования резервации данного земельного участка на основании лишь государственного акта о резервировании земли.
Следовательно, данный земельный участок является не зарезервированным.
В данном случае Администрация ГО г. Уфы основывает свой отказ на п.4 ст. 28 ЗК РФ, который допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных или муниципальных нужд.
Что касается ссылки на п. 4 ст.28 ЗК РФ, то данная статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятых объектами недвижимости, то есть свободные от прав граждан и юридических лиц.
Об этом же говорит и п.2 ст. 16 Закона РБ от 05.01.2004 г. № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан».
Это означает, что резервация земель для государственных нужд может быть осуществлена лишь на свободные от застройки земельные участки.
Данный земельный участок был предоставлен СНТ «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ Срок владения и пользования данным земельным участком у СНТ «<данные изъяты>» по настоящее время составляет более 24 лет.
Согласно п.1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Соответственно, истец приобрела право собственности на земельный участок также и на основании приобретательной давности, установленной ст. 234 ГК РФ.
В течение всего срока владения (24 года) к истцу не было предъявлено никаких претензий со стороны государственных органов, доказательств подтверждающих обратное суду не предоставлено, она обрабатывала свой земельный участок в соответствии с функциональным назначением, оплачивала расходы по его содержанию.
Более того, согласно обобщению судебной практики рассмотрения дел, вытекающих из земельных правоотношений за период 2006 – 2007 г.г., первое полугодие 2008 г. следует, что резервирование земель возможно только в отношении тех земельных участков, которые не освоены.
Таким образом, с учетом изложенного, а также на основании Федерального закона от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним», а также на основании Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ суд приходит к выводу, что истцы, как члены СНТ «<данные изъяты>» с 80-х г. имеют право на получение в собственность земельных участков, предоставленных им СНТ «<данные изъяты>» Ленинского района г. Уфы.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Данабаевой Г.Д. к Администрации городского округа город Уфа о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за Данабаевой Г.Д. право собственности на земельный участок под №, площадью 400 кв. м, находящийся в Садоводческом некоммерческом товариществе «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес> для ведения садоводства.
Указанное решение является основанием для государственной регистрации права собственности вышеуказанного лица на земельный участок в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Судья Манапова Г.Х. Решение на 21.10.2011г. в законную силу не вступило.