РЕШЕНИЕ 2-3812/11
Именем Российской Федерации
20 октября 2011 года г.Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы в составе судьи Ильина А.Н.,
при секретаре Хамитовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хисматуллина У.Р., Хисматуллина Р.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений РБ об обязании заключения договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Хисматуллин У.Р., Хисматуллин Р.Р. обратились в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений РБ об обязании заключения договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 3778+/-22 кв.м. В обоснование иска указали на то, что они являются сособственниками нежилых строений, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>, на основании Договора купли – продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ, серии № от ДД.ММ.ГГГГ, серии № от ДД.ММ.ГГГГ, серии № от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель истцов Хисматуллина У.Р., Хисматуллина Р.Р. - Миннигалеева Э.Э. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений РБ –Фатхуллина Р.Д., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что спорный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд с целью размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Истцы являются сособственниками нежилых строений, расположенных по адресу: <адрес>, на основании Договора купли – продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ, серии № от ДД.ММ.ГГГГ, серии № от ДД.ММ.ГГГГ, серии № от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Хисматуллин У.Р., Хисматуллин Р.Р. обратились с Министерство земельных и имущественных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
ДД.ММ.ГГГГ на данное обращение от Министерства земельных и имущественных отношений РБ был получен ответ (исх. №), в котором указано, что часть земельного участка по адресу: <адрес> зарезервирована для муниципальных нужд с целью размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, также частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий.
В соответствии с п.2 ст. 2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В соответствии с ч.2 ст. 25.6 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ» до 1 января 2012 года лица, не указанные в части 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по следующей цене: в г.Уфе – семнадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно выпискам Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Хисматуллин У.Р. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя - ДД.ММ.ГГГГ, Хисматуллин Р.Р. – ДД.ММ.ГГГГ Приобретение Хисматуллиными У.Р., Р.Р. спорного земельного участка не связано с предпринимательской деятельностью. Земельный участок приобретается для использования в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью.
В соответствии со ст.36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды на них имеют граждане, юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанно право осуществляется гражданами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, иными федеральными законами.
На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного суда РФ, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ (Постановление от 03 ноября 1998г. №25-П, Определение от 12 мая 2005г. №187-О).
Приведенные нормы Земельного кодекса Российской Федерации и ч.1 ст.2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не содержат положений, ограничивающих право гражданина на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., расположения его в границах красных линий, то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования.
Пункт 12 ст.85 ЗК РФ не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. (Определение Верховного суда РФ от 27 октября 2009 г. N 11-В09-19).
Судом установлено, что на спорном земельном участке каких-либо объектов общего пользования не имеется, а расположены нежилые строения, принадлежащие истцам на праве собственности, спорный земельный участок предназначен для их использования, имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации производственной базы», что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, графа №9.
Как следует из п.4 ст.28 ЗК РФ произвольный отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Допрошенный в судебном заседании по ходатайству представителя ответчика в качестве специалиста представитель Главного управления Архитектуры - Андреев Ю.В. указал, что спорный земельный участок частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий, также он зарезервирован администрацией ГО г. Уфа для муниципальных нужд, но землей распоряжается Министерство земельных и имущественных отношений РБ.
На обозрение суда была представлена схема резервирования земельных участков по решению Совета ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ и схема расположения красных линий.
Суд считает показания специалиста достоверными, не противоречащими материалам гражданского дела.
Однако, на основании ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из ст.56.1. Земельного кодекса РФ, резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю.
Согласно п.6 ст.56 Земельного кодекса РФ, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленным ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Ответчиком не представлены доказательства государственной регистрации ограничения регистрации прав на землю в соответствии с Решением Совета ГО г.Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, а потому указанное решение Совета ГО г. Уфа не влечет никаких юридических последствий для приватизации спорного земельного участка.
Кроме того, в соответствии с п.4 ст.70.1 Земельного кодекса РФ, порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п.8 «Положения о резервировании земель», утвержденного Постановлением Правительства РФ №561 от 22.07.2008г., орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст.15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Также ответчиком Министерством земельных и имущественных отношений РБ не представлены доказательства направления копии решения о резервировании земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости.
В кадастровом паспорте земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ сведения о его резервировании отсутствуют.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и следок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, никаких обременений на земельный участок с кадастровым № не зарегистрировано.
Также ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для муниципальных нужд (отнесением к землям общего пользования).
Следовательно, законодательный порядок резервирования земель для муниципальных нужд ответчиком не соблюден, факт невозможности предоставления истцам в собственность земельного участка в связи с его резервированием, ответчиком не доказан.
В силу изложенного, суд приходит к выводу, что доводы представителя ответчика Министерства земельных и имущественных отношений РБ в судебном заседании о том, что спорный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд необоснованны и не соответствуют нормам действующего законодательства.
Подпунктом 5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства земельного участка и прочно связанного с ним объекта, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, суд полагает требования Хисматуллина Р.Р., Хисматуллина Р.Р. о понуждении Министерства земельных и имущественных отношений заключить Договор купли- продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 3778+/-22 кв.м., обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хисматуллина У.Р., Хисматуллина Р.Р. удовлетворить.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан заключить с Хисматуллиным У.Р., Хисматуллиным Р.Р. договор купли-продажи земельного участка на ? долю с каждым, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, общей площадью 3778+/-22 кв.м., по цене, устанавливаемой в соответствии с действующим законодательством РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в мотивированной форме.
Судья А.Н. Ильин решение в законную силу вступило 31.10.2011 г.