Дело № 2-4155/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 ноября 2011 года г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Р в составе:
председательствующего судьи Манаповой Г.Х.,
при секретаре Гимазовой Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дьякова А.И. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
УСТАНОВИЛ:
Дьяков А.И. обратился в суд с исковым заявлением о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Истец в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд своего представителя. Представитель ФГУП «УАПО», надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании ч.3, 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела при данной явке.
В судебном заседании представитель истца иск поддержала.
Представитель ТУ «Росимущество» РФ по РБ Янгирова А.А. иск не признала, просила суд в удовлетворении исковых требований Дьякова А.И. отказать.
Выслушав представителей истца и ответчика и оценив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Дьяков А.И. проживает в изолированном жилом помещении по адресу: <адрес>, коммунальные услуги оплачивает полностью, задолженностей не имеет. Общежитие, в котором проживает Дьяков обслуживает ЖКО ФГУП «УАПО». Данное общежитие предназначено для размещения работников ФГУП «УАПО». Между ОАО «УАПО» и Дьяковым А.И. заключен договор № найма специализированного жилого помещения по адресу: <адрес>.
При реализации Закона РФ от 03.07.1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» общежитие по адресу: <адрес> было включено в жилой фонд указанного предприятия.
Однако в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 03.07.1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» было предусмотрено, что приватизация жилищного фонда регулируется иными законодательными актами РФ и республик в составе РФ. Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
В соответствии с абзацем 1 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применении судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами и подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
В соответствии со ст. 18 Закона РСФСР от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.Федеральным Законом от 23.12.1992 г. № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в ст. 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
В соответствии с действовавшим Указом Президента РФ от 10.01.1993 г. № 8, до передачи таких объектов в муниципальную собственность они признавались находящимися в ведении администрации по месту расположения объектов. Постановлением Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность» № 3020-1 от 27.12.1991 г. жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, т.к. их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Так как здание общежития по адресу: <адрес> находится в хозяйственном ведении ФГУП «УАПО» и не передано в муниципальную собственность до настоящего времени, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения, что нарушает их конституционные права, предусмотренные ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Реализация прав граждан не может быть поставлена в зависимость от добросовестного исполнения обязанностей соответствующими юридическими лицами и органами власти. Если государство устанавливает в законе право гражданина на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке (ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»).
Согласно ст. 17, 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество и сделок с ним. Право на недвижимое имущество, установленное решением суда, подлежит государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда.
Занимаемое Дьяковым А.И. жилое помещение, согласно закону, не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, Дьяков А.И. ранее в приватизации не участвовал, что подтверждается справкой ГУП УГФ «БТИ РБ» № от ДД.ММ.ГГГГ В ЕГРП запись о праве хозяйственного ведения за ФГУП «УАПО» на объект недвижимого имущества по адресу: <адрес> отсутствует.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Дьякова А.И. удовлетворить.
Признать за Дьяковым А.И. в порядке приватизации право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.
Судья Манапова Г.Х. Решение на 29.11.2011 в законную силу не вступило.