Дело№2-4115/2011 по иску Абросимовой Ольги Алексеевны к Военному Комиссариату РБ о взыскании недополученной суммы за отпуск,



Дело № 2-4115/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2011 г.             г. Уфа

Ленинский районный суд города Уфы в составе:

Председательствующей судьи Зайнуллиной С.Р.

при секретаре Шамсутдиновой А.Р.

при участии истицы Абросимовой О. А..

при участии представителя ответчика Военный комиссариат РБ – Бариевой Д.Р., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абросимовой О. А. к Военному Комиссариату РБ о взыскании недополученной суммы за отпуск,

УСТАНОВИЛ:

    ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ) между Абросимовой О.А. и военным комиссариатом Республики Башкортостан был заключен трудовой договор на работу в отделе военного комиссариата Республики Башкортостан по Орджоникидзевскому, Калининскому, и Октябрьскому районам г. Уфы на должность юрисконсульта, а с ДД.ММ.ГГГГ – старшего помощника начальника отдела (по правовой работе), в которой она работает по настоящее время.

    В июле 2011 года ей был предоставлен ежегодный отпуск согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ п-ф 8 в количестве 31 календарный день из которых: 28 дней – оплачиваемый отпуск и 3 дня – дополнительный (за работу с ненормированным рабочим днем).

    Истцу начислили отпускные в сумме 22 087,05 руб., вместо 34 120,04 руб. Получилась разница в сумме 12 033,27 руб. которые ответчик не доплатил истцу.

Впоследствии истец уточнила свои требования и с учетом вычета подоходного налога в размере 1564,33 руб. сумма задолженности составляет 10 468,95 руб.

Данная недоплата сформировалась за счет не включения в расчет среднего заработка сумм премий, выплаченных истице за III, IV квартал 2010 года (в декабре 2010 года) и I квартал 2011 года (в июне 2011 г.) в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

    Согласно справки, выданной истице Военным Комиссариатом РБ ее доход в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 238 531,96 руб. из которых: зар.плата – 223 898, 97 руб. и Единовременное денежное вознаграждение по итогам года(ЕДВ) – 14 632,99 руб.

    Согласно расчетным листкам премии истице по приказу МО РФ 2010 г. составили 113 000,00 руб., в том числе, за III квартал 2010 г. – 40 000,00 руб., за IV квартал 2010 г. – 40 000,00 руб. I квартал 2011 года – 33 000,00 руб. которые в расчет среднего заработка и сумм к начислению отпускных работодателем включены не были. С учетом уральского коэффициента сумма премий составляет 129 950,00 руб.

    Согласно представленной истицей отчета ее доход за указанный период составил 368 481,96 руб. из которого: зар.плата – 353 848,97 руб. и ЕДВ – 14 632,99 руб.

    Таким образом, среднедневной заработок истицы для исчисления суммы по оплате ежегодного отпуска составляет 1 100, 67 руб. вместо 712,50 руб., примененных ответчиком.

    Согласно положениям ст. 129 ТК РФ заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества, условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

    Особенности оплаты труда гражданского персонала предусмотрены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений”.

    В соответствии с указанным постановлением правительства Министром обороны России был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ “О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ Постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ” (зарегистрирован в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ рег.№ 12713)(далее - приказ).

    Пунктом 1 указанного приказа утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ(приложение №1 к настоящему приказу), положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ(приложение №2 к настоящему приказу), порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ(приложение №3 к настоящему приказу).

    Согласно пункту 10 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала в бюджетном учреждении устанавливаются: а)выплаты компенсационного характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями. При этом размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала бюджетных учреждений, устанавливаются в соответствии с приложением №6 к Положению; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных( при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий(должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами; б)выплаты стимулирующего характера в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ : за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы; иные виды стимулирующих выплат, учитывающие интенсивность и высокие результаты работы.

    Виды выплат стимулирующего характера приведены в Перечне видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован в Минюсте ДД.ММ.ГГГГ рег. ), и включает в себя: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы (приложение №1 к настоящему приказу). Выплаты стимулирующего характера устанавливаются с учетом результативности, качества труда работника и рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти(п.2 приложения к настоящему приказу).

    Согласно п.11 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала в бюджетном учреждении к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев позволяющих оценить результативность и качество его работы.

    Согласно п.12 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала в бюджетном учреждении выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда(коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.

    В силу пункта 13 Положения о системе оплаты труда, гражданского персонала в бюджетном учреждении на выплаты стимулирующего характера также направляются средства экономии годового фонда оплаты труда, в том числе, высвобождаемые в результате сокращения численности гражданского персонала, а также поступающие от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с генеральным разрешением Министерства обороны Российской Федерации и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности в установленном Министерстве обороны РФ порядке.

    Согласно п. 82 раздела 3 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала в бюджетном учреждении гражданскому персоналу воинских частей за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц и квартал.

    Таким образом, для гражданского персонала установлен утверждаемый Министром обороны РФ должностной оклад. А все остальное регулируется повышающими коэффициентами двух видов: компенсационными и стимулирующими.

    Критерии данных выплат устанавливаются кол.договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством РФ и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

    С ДД.ММ.ГГГГ военнослужащим (лицам гражданского персонала) проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны РФ, иных подразделениях Министерства обороны Российской федерации, не входящих в состав центрального аппарата, в военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях ВС РФ, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны РФ, производятся дополнительные выплаты (премии по результатам службы(работы).

    Дополнительные выплаты первоначально были установлены приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ “О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ”.

    В соответствии с п.3 приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ с аналогичным названием приказ 2009 г. признан утратившим силу.

    Согласно п.2 приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ “О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ” (зарегистрирован в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ рег.) установлено, что военнослужащим и лицам гражданского персонала за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих и лиц гражданского персонала, выплачиваются дополнительные выплаты( премии) по результатам службы(работы)(далее – дополнительное материальное стимулирование) в соответствии с утвержденным Порядком(приложение к настоящему приказу).

    На основании ст.139 ТК РФ при расчете сумм отпускных применяется среднедневная заработная плата, для определения которой учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

    Расчет заработной платы при начислении отпускных также регламентируется постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) “Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы”(далее – Положение)

Истец просит взыскать с ответчика в свою пользу недополученные отпускные в сумме 10 468,95 руб.

В судебном заседании истица просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признала, представила письменное возражение.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, в соответствии со ст. 67 ТК РФ ответчик ДД.ММ.ГГГГ(с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ) между Абросимовой О.А. и военным комиссариатом Республики Башкортостан был заключен трудовой договор на работу в отделе военного комиссариата Республики Башкортостан по Орджоникидзевскому, Калининскому, и Октябрьскому районам г. Уфы на должность юрисконсульта, а с ДД.ММ.ГГГГ – старшего помощника начальника отдела(по правовой работе), в которой она работает по настоящее время.

    В июле 2011 года ей был предоставлен ежегодный отпуск согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ п-ф 8 в количестве 31 календарный день из которых: 28 дней – оплачиваемый отпуск и 3 дня – дополнительный( за работу с ненормированным рабочим днем).

    Истцу начислили отпускные в сумме 22 087,05 руб., вместо 34 120,04 руб. Получилась разница в сумме 12 033,27 руб. которые ответчик не доплатил истцу. С учетом вычета подоходного налога в размере 1564,33 руб. сумма задолженности составляет 10 468,95 руб.

Данная недоплата сформировалась за счет не включения в расчет среднего заработка сумм премий, выплаченных истице за III, IV квартал 2010 года(в декабре 2010 года) и I квартал 2011 года (в июне 2011 г.) в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

    Согласно справки, выданной истице Военным Комиссариатом РБ ее доход в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 238 531,96 руб. из которых: зар.плата – 223 898, 97 руб. и Единовременное денежное вознаграждение по итогам года(ЕДВ) – 14 632,99 руб.

    Согласно расчетным листкам премии истице по приказу МО РФ 2010 г. составили 113 000,00 руб., в том числе, за III квартал 2010 г. – 40 000,00 руб., за IV квартал 2010 г. – 40 000,00 руб. I квартал 2011 года – 33 000,00 руб. которые в расчет среднего заработка и сумм к начислению отпускных работодателем включены не были. С учетом уральского коэффициента сумма премий составляет 129 950,00 руб.

    Согласно представленной истицей отчета ее доход за указанный период составил 368 481,96 руб. из которого: зар.плата – 353 848,97 руб. и ЕДВ – 14 632,99 руб.

Порядок расчета отпускных регламентирован ст. 139 ТК РФ. При расчете сумм отпускных применяется среднедневная заработная плата, для определения которой учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источника этих выплат.

Кроме того, расчет средней заработной платы при начислении отпускных регламентируется еще и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об особенностях порядка исчисления заработной платы» Пункт 2 Постановления содержит перечень выплат, которые учитываются для расчета среднего заработка. В это перечень входят денежное вознаграждение, премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда. Поэтому в расчет средней заработной включаются премии, относящиеся к системе оплаты труда (в том числе и единовременные), которые отражены во внутренних документах предприятия.

Для расчета среднего заработка, который необходим для расчета отпускных, не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (п. 3 Постановления). Например, премия к юбилею или праздничным дням, или материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда и т.п. так как они не относятся к оплате труда.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему кодексу, иным федеральным законам и указам Президента РФ.

В случае противоречий между настоящим кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий кодекс.

В статье 8 ТК РФ говорится, что «Локальные нормативные акты ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного настоящим кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, являются не действительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права».

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Абросимовой О.А. к военному комиссариату Республики Башкортостан о взыскании недополученной суммы за отпуск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Абросимовой О. А. к военному комиссариату Республики Башкортостан о взыскании недополученной суммы за отпуск удовлетворить.

Взыскать с военного комиссариата Республики Башкортостан в пользу Абросимовой О. А. недополученную сумму за отпуск в размере 10 468,95 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья С.Р.Зайнуллина Решение в законную силу не вступило на 01.12.2011