Дело №2-4205/11 по иску Хамиюллина Ф.М. к Администрации ГО г.Уфа о признании права собственности на земельный участок.



Дело № 2-4205/11

РЕШЕНИЕ

             Именем Российской Федерации

21 ноября 2011 г. г. Уфа

    

Ленинский районный суд г.Уфы РБ в составе:

федерального судьи Манаповой Г.Х.

с участием истца Хамиюллина Ф.М.

при секретаре Галиуллиной Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хамиюллина Ф.М. к Администрации ГО г.Уфа о признании права собственности на земельный участок,

                УСТАНОВИЛ:

Хамиюллин Ф.М. обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа о признании за ними права собственности на земельный участок площадью 904 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Ответчик в судебное заседание не направил представителя, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. На основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела при данной явке.

Истец в судебном заседании поддержал исковые требования.

Выслушав истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Хамиюллин Ф.М. является собственником жилого дома под литерой А, расположенного по адресу: <адрес>. на основании решения Ленинского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ указанный выше жилой дом расположен на земельном участке площадью 904 кв.м. с кадастровым номером , разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, категория: земли населенных пунктов.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, однако Управление по земельным ресурсам Администрация ГО г. Уфа письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответила отказом, мотивируя тем, что часть земельного участка по адресу: <адрес> расположена в границах красных линий, в связи с чем удовлетворение просьбы не представляется возможным.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 Г. N 1305- 1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 9.1. ст. 3 ФЗ «О введении в действии Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок е может предоставляться в частную собственность.

На основании п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п.5 ст.36 ЗК РФ заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст.20 ЗК РФ па праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч.1 ст.36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. З ст.36 Конституции РФ). Таким федеральным законом, регламентирующим в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ, граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №25-П от 03.11.1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положении статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).

В силу ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 ЗК РФ). Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанными с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ в частную собственность не предоставляются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и др. объектами.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования.

Ответчик не предоставил суду доказательств о том, что спорный участок расположен в границах красных линий. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, какая-либо информация о существовании зарегистрированных прав или ограничений прав на данный земельный участок отсутствует.

Поскольку спорный земельный участок не находится на землях общего пользования и относится к категории земель населенных пунктов, суд приходит к выводу что он не подлежит изъятию для государственных и муниципальных нужд.

Доказательств наличия препятствий, предусмотренных законом, для реализации истцам данного права ответчиком суду не представлено.

Учитывая, что истец является собственником объекта недвижимости – <адрес>, расположенного на спорном земельном участке, пользуются земельным участком, суд приходит к выводу, что исковые требования Хамиюллина Ф.М. к Администрации ГО г.Уфа о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации является обоснованными и подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Хамиюллина Ф.М. удовлетворить.

Признать за Хамиюллиным Ф.М. право собственности в порядке приватизации на земельный участок площадью 904 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.

Судья: Г.Х. Манапова. Решение на 06.12.2011 в законную силу не вступило.