2-4292/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2011г. г.Уфа
Ленинский районный суд г.Уфы в составе судьи Ильина А.Н.,
при секретаре Хамитовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нургалеева М.Р. к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Нургалеев М.Р. обратился в суд с иском к Администрации ГО г.Уфа о признании права собственности на 41/100 долей земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1255 кв.м., расположенного по адресу <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Манахов П.А. иск поддержал.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа, 3 лицо Кабиров Р.Р., в судебное заседание не явились, извещены, с заявлением о рассмотрение дела в их отсутствии не обращались, об уважительности причины неявки не сообщали, доказательств либо возражений относительно предмета спора не предоставили.
В силу ч.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании решения Ленинского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ Нургалеев М.Р. является собственником строений под литерами А1,А2,а1,Г,Г1,Г2 по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, Нургалеев М.Р. являеся собственником 34/100 долей в жилом доме под литером А, что так же подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании решения Ленинского районного суда г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Администрации ГО г.Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ Нургалееву М.Р. был предоставлен земельный участок в аренду, сроком на 10 лет для обслуживания индивидуального жилого дома.
Согласно Приказа № Народного Комиссара Коммунального хозяйства РСФСР от 28 декабря 1945 года «Об организации и проведении инвентаризационным бюро жилищно-коммунальных органов в 1946 году регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселков РСФСР», заведующие обл(край)комхозами и начальники инвентаризационных бюро городов республиканского (РСФСР) подчинения должны организовать и провести в 1946 году учет и регистрацию строений за их владельцами в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР в соответствии с Инструкцией РСФСР от 25.12.1945г.
Согласно п. 6 данного Приказа - регистрации подлежат те строения, с обслуживающими их земельными участками, которые закончены строительством и находятся в эксплуатации. Право пользования земельным участком, обслуживающим строение, в порядке настоящей инструкции отдельно не регистрируются.
Фактическое пользование земельным участком происходит с 1939 г., что подтверждается архивной выпиской из протокола № Заседания Исполнительного Комитета Жилищного Районного Совета Депутатов трудящихся г. Уфы.
Претензий ко истцу со стороны собственников соседних домовладений нет, что подтверждается актом согласования границ земельного участка.
Поскольку общая площадь земельного участка 1255 кв.м., площадь Нургалеева М.Р., составляет 512 кв.м., что соответствует 41/100 долей земельного участка. Следовательно, площадь Кабирова Р.Р. составляет 743 кв.м., что соответствует 59/100 долей земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ.
Согласно п.1 ст.36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают право на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом и Федеральным Законом.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного Федеральным Законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (п.4 ст.28 ЗК).
В соответствий с п.9.1. ст.3 ФЗ «О введении в действии Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения, или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п.5 ст.36 ЗК РФ заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п.1 ст.20 ЗК РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч.1 ст.36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст.36 Конституции РФ). Таким федеральным законом, регламентирующим в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс РФ.
Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №25-П от 03.11.1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положении статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 г. №187-0 из п.6 ст.36 ЗК РФ вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст.29 ЗК РФ, подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Пунктом «а» части 1 статьи 3 Федерального закона от 10 мая 2007 года N 69 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» внесены изменения в Земельный кодекс РФ, согласно которым установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, относится к полномочиям Российской Федерации (ст. 9 Земельного кодекса РФ). Согласно ч.4 ст.70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Земельный кодекс РФ в п. 5 ст.1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанными с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. №137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса РФ.
Признание права собственности на земельный участок за Нургалеевым М.Р. не нарушит права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаст угрозу жизни и здоровью граждан.
Тауим образом, суд считает исковые требования Нургалеева М.Р. к Администрации ГО <адрес> о признании права собственности обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Нургалеева М.Р. удовлетворить.
Признать за Нургалеевым М. Р. право долевой собственности на 41/100 долей земельного участка, с кадастровым номером № площадью 1255 кв.м., расположенного по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.
Судья А.Н.Ильин Решение в законную силу не вступило