Дело №2-4909/11 по иску Шобуховой Н.А. к Администрации городского округа г.Уфа о расторжении договора аренды и признании права собственности на земельный участок.



        № 2-4909/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2011 года город Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хасановой Г.Р.,

при секретаре Гизатуллиной Г.М.,

с участием представителя истца Ломоносовой Т.С., действующей на основании нотариальной доверенности, зарегистрированной в реестре за от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шобуховой Н.А. к Администрации городского округа г.Уфа о расторжении договора аренды и признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Шобухова Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа г. Уфа о расторжении договора аренды и признании права собственности на земельный участок площадью 777 кв.м., кадастровый номер расположенный по адресу: <адрес>.

В обоснование своих требований истица указала, что она является собственницей жилого дома по адресу: <адрес> на основании Решения Исполкома Ленинского райсовета г.Уфы об узаконении жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, решения Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на указанном земельном участке.

Также, на основании Архивной выписки от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок был закреплен на основании Решения Исполкома Ленинского районного СДТ № 68 от ДД.ММ.ГГГГ за предыдущим владельцем без указания права, на котором он предоставлен.

На указанный земельный участок между истицей и Администрацией г.Уфы был заключен Договор аренды земельного участка , сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный законом срок, истица собрала полный пакет документов, необходимых для расторжения договора аренды, предоставлении земельного участка в собственность и ДД.ММ.ГГГГ подала соответствующее заявление в Администрацию ГО г. Уфа на имя главы Администрации.

Однако, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ Администрация ГО г.Уфа отказала в предоставлении данного земельного участка в собственность, так как он расположен в границах красных линий.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Ломоносова Т.С. исковые требования поддержала в полном объеме, просит иск удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель Администрации городского округа город Уфа в суд не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, согласно имеющегося в материалах дела уведомления, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В силу ч. 4 ст. 167 Гражданского Процессуального Кодекса РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствии ответчика, надлежаще извещенного о дне и месте рассмотрения дела, признав причину неявки ответчика неуважительной.

Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истец является собственницей жилого дома по адресу: <адрес> на основании решения Исполкома Ленинского райсовета г.Уфы об узаконении жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, решения Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на указанном земельном участке.

Также, на основании Архивной выписки от ДД.ММ.ГГГГ годы указанный земельный участок был закреплен на основании Решения Исполкома Ленинского районного СДТ № 68 от 03.03.1965 года за предыдущим владельцем без указания права, на котором он предоставлен.

На указанный земельный участок между истицей и Администрацией г.Уфы ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка , сроком до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 3 п.4 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»: «граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно п. 1 Постановления Верховного Совета СССР от 06.03.1990г. О введении в действие Закона СССР «О собственности в СССР» указанный закон вступает в силу с 01 июля 1990г., соответственно права на спорный земельный участок возникли до вступления в силу Закона СССР «О собственности в СССР», а истец имеет право приобрести данный земельный участок в собственность бесплатно.

В соответствии со ст. 9.1 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ»: «в случае, если в акте, свидетельстве или ином документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности».

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Согласно ст. 37 Земельного кодекса РСФСР, положения которой применялись к сделкам, совершенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на строение, сооружение вместе с этими объектами переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельным участком.

Это означает, что при переходе прав собственности на строение к новому собственнику переходят и права на земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника строения, то есть в данном случае у нового собственника также возникает право на однократную бесплатную приватизацию земельного участка, на котором находится жилой дом.

Указанные доводы подтверждаются также вопросом № 11 Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за третий квартал 2004г., утвержденного Постановлением Президиума ВС РФ от 08.12.2004г.

Таким образом, Шобухова Н.А., как собственница указанного жилого дома, имеет право однократно бесплатно приобрести указанный земельный участок в собственность.

Согласно п. 6 ст. 36 Земельного Кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст.20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В установленный законом срок истица собрала полный пакет документов, необходимых для расторжения договора аренды, предоставлении земельного участка в собственность и ДД.ММ.ГГГГ подала соответствующее заявление в Администрацию ГО г. Уфа на имя главы Администрации.

Однако, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ Администрация ГО г.Уфа отказала в предоставлении данного земельного участка в собственность, так как он расположен в границах красных линий.

Суд считает данный отказ не соответствующим закону по следующим основаниям.

В соответствии с п.6 ст. 36 Земельного Кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п.5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п.1 ст.20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно п.1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ: «Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане – собственники зданий, строений сооружений».

На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного суда РФ, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ (Постановление от 03 ноября 1998 года № 25-П, Определение от 12 мая 2005г. № 187-О).

Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст.15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п.1 и 2 ст. 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п.12 ст. 85).

Как следует из п.4 ст. 28 Земельного Кодекса РФ не допускается произвольный отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Из представленных истицей документов видно, что данный земельный участок не является ограниченным в обороте, либо изъятым для государственных, либо муниципальных нужд, на основании представленных документов данный земельный участок свободен от каких-либо прав третьих лиц, строительство на данном земельном участке в ближайшие сроки не планируется.

Ответчиком каких-либо документов, подтверждающих законность отказа в предоставлении спорного земельного участка и существование ограничений в обороте данного земельного участка не представлено.

Кроме того, согласно п.4 ст. 28 Земельного Кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В данном случае запрет на предоставление земельного участка в собственность установлен решением Сессии городского Совета в виде установления резервирования в отношении всех земельных участков, расположенных на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В соответствие Гражданскому Кодексу РФ, Закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество…» № 122-ФЗ от 21.07.97г., ЗК РФ, а также, Положению «О резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561, ограничение или обременение прав на недвижимые объекты – земельные участки должно быть зарегистрировано в установленном порядке в органах Росреестра.

Согласно п. 8 «Положению о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08г.: «Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно п. 9 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08г.: «Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Что касается ссылок на п.4 ст.28 ЗК РФ, то эта статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не занятые объектами недвижимости, то есть, свободные от прав граждан и юридических лиц.

В соответствии с п.3 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

Нормы ЗК РФ закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании, на котором находится принадлежащий этому лицу объект недвижимости, и не содержит ограничений указанного права, в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.

В соответствии с ч.5 ст.20 Земельного Кодекса РФ, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования имеют право приобрести их в собственность.

Кроме того, в соответствии с Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008г. № 4-ВО8-11, включенным в Бюллетень № 3 от 25.03.2009г. собственник дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на получение этого земельного участка в собственность.

Признание права собственности на земельный участок за Шобуховой Н.А. не нарушит права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаст угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, исковые требования Шобуховой Н.А. о признании права собственности на земельный участок подлежат удовлетворению.

Кроме того, между истицей и Администрации ГО г.Уфа заключен Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 3.1 настоящего договора он заключен сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 3.3 настоящего договора продление договора на неопределенный срок по истечении срока его действия исключается при любых обстоятельствах.

А поскольку срок действия договора аренды истек ДД.ММ.ГГГГ, требование истицы о расхождении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Шобуховой Н.А. к Администрации городского округа город Уфа РБ о расторжении договора аренды и признании права собственности на земельный участок удовлетворить частично.

Признать за Шобуховой Н.А. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 777 кв.м., кадастровый номер .

В удовлетворении остальной части исковых требований Шобуховой Н.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

    

Председательствующий:                         Г.Р. Хасанова

Решение не вступило в законную силу.