Дело№2-4678/2011 по иску Макаровой Веры Ивановны к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на самовольно возведенные строения, выделении в отдельное домовладение жилого дома



    № 2-4678/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2011 года город Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хасановой Г.Р.,

при секретаре Гизатуллиной Г.М.,

с участием представителя истца – Манахова П.А., действующего на основании нотариальной доверенности, зарегистрированной в реестре за от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой В. И. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на самовольно возведенные строения, выделении в отдельное домовладение жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

Макарова В.И. обратилась в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на самовольно возведенные строения - жилой дом под литером В, веранду под литером в и нежилые строения в виде бани под литером Г 6, предбанника под литером Г 7, навеса под литером Г 8, сараев под литерами Г 9, Г 10, расположенных по адресу <адрес>, а также просит выделить в отдельное домовладение жилой дом под литером В от жилого дома под литером Б.

Истица мотивировала свои требования тем, что она вместе со своей матерью проживала в жилом доме по указанному адресу. А после ее смерти вместе со своим мужем Макаровым В.И. снесли ветхий дом и построили новый.

В 2002 году в целях улучшения своих жилищных условий, истица совместно с мужем своими силами и свои средства построили жилой дом под литером В, веранду под литером в и нежилые строения в виде бани под литером Г 6, предбанника под литером Г 7, навеса под литером Г 8, сараев под литерами Г 9, Г 10.

После смерти в 2008 году супруга, истица начала сбор необходимых документов для узаконения самовольно возведенных построек, и получила положительные заключения. Полагает, что самовольно возведенные строения не нарушают права и законные интересы других граждан

В судебном заседании представитель истица по доверенности Манахов П.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить их по основаниям, указанным в иске. Также пояснил, что выделении в отдельное домовладение жилого дома под литером В от жилого дома под литером Б необходимо истице для того, чтобы она в дальнейшем смогла сделать межевание земельного участка.

Истица Макарова В.И. в своем заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель Администрации городского округа город Уфа в суд не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, согласно имеющейся в материалах дела расписки, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В силу ч. 4 ст. 167 Гражданского Процессуального Кодекса РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствии ответчика, надлежаще извещенного о дне и месте рассмотрения дела, признав причину неявки ответчика неуважительной.

Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленным законом и иными правовыми актами, либо созданный без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена самовольная постройка.

Право собственности не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом установлено, что на земельном участке площадью 1581 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером (согласно кадастрового паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) истцом возведены самовольные строения - жилой дом под литером В, веранду под литером в и нежилые строения в виде бани под литером Г 6, предбанника под литером Г 7, навеса под литером Г 8, сараев под литерами Г 9, Г 10 (согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).

Самовольные строения отвечают противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, строительным нормам и правилам и пригодны к заселению и эксплуатации, что подтверждается:

градостроительным заключением по условиям предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ;

справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией Ленинского района городского округа город Уфа, о готовности индивидуального жилого дома к заселению;

постановлением Администрации городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ о принятии в эксплуатацию самовольного строения общей площадью 51,8 кв.м., находящиеся по адресу: <адрес>;

справкой от ДД.ММ.ГГГГ, председателем уличного комитета Гареевым Г.А., о принадлежности строений.

Представленные документы свидетельствуют о том, что сохранение самовольных строений не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, угрозу жизни и здоровью граждан не создает.

Согласно акту согласования границ землевладений – претензий со стороны собственников соседних домовладений не имеется.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Федеральный закон от 30.06.2006 года о внесении изменений в п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ не указывает на то, что действие закона распространяется на правоотношения, возникшие до введения его в действие.

Ввиду того, что самовольно построенный жилой дом возведен до принятия указанного закона, действия по установлению права собственности проведены до вступления в силу изменений в ст. 222 ГК РФ, то к данным правоотношениям следует применить положения указанной статьи в редакции до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в вышеуказанном Федеральном законе отсутствуют указания о том, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.

Согласно свидетельства о смерти серии от ДД.ММ.ГГГГ, Макаров В. И., являющийся супругом истицы, умер ДД.ММ.ГГГГ.

Суд принимает во внимание, что самовольные строения возведены истицы и расположены на земельном участке, предоставленном для обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек, которые уже возведены, введены в эксплуатацию, отвечают противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, строительным нормам и правилам и пригодны к заселению и эксплуатации, а также указанные строения являются местом жительства истицы, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Макаровой В. И. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на самовольно возведенные строения, выделении в отдельное домовладение жилого дома удовлетворить.

Признать за Макаровой В. И. право собственности на самовольно возведенные строения – жилой дом под литером В, веранду под литером в, баню под литером Г 6, предбанник под литером Г 7, навеса под литером Г 8, сараи под литерами Г 9 и Г 10, расположенные по адресу: <адрес>.

Выделить в отдельное домовладение жилой дом под литером В от жилого дома под литером Б, расположенные по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий:                        Г.Р. Хасанова

Решение суда не вступило в законную силу.