Дело №2-4534/11
Решение
Именем Российской Федерации
12 декабря 2011 г. г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы в составе федерального судьи Зайнуллиной С. Р.,
с участием представителя истцов Рафикова Р. М., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Шамсутдиновой А. Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хакимьянова Р.Ф., Хакимьяновой А.Ф. к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Хакимьянов Р.Ф. и Хакимьянова А.Ф. обратились в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ о признании права собственности по ? доли земельного участка площадью 300 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Истцы являются собственниками индивидуального жилого дома под литерами А, А1, А2, А3, а, а1, расположенного на земельном участке площадью 300 кв.м., с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, что подтверждается Решением Ленинского районного суда г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельствами о государственной регистрации права №, № от ДД.ММ.ГГГГ
Земельный участок семьей истцов используется с 1949 года непрерывно, добросовестно и открыто ввиду нахождения на нем принадлежащим им строений, что подтверждается Договором купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ реестровый № и выпиской из Решения исполкома Ленинского района Совета Депутатов трудящихся гор. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с вышеуказанными документами добросовестным пользователем домовладения и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, являлся дедушка истцов Х.Х.Х., который с ДД.ММ.ГГГГ является умершим. С ДД.ММ.ГГГГ пользователем домовладения и земельного участка по адресу: <адрес> являлся отец истцов Х.Ф.Х., который с ДД.ММ.ГГГГ является умершим.
На обращение Хакимьяновых в Администрацию ГО г. Уфа с просьбой предоставить земельный участок в собственность получено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отказала в передаче участка в собственность, отказ мотивирован резервированием данного земельного участка для муниципальных нужд.
Истцы считают отказ Администрации ГО г. Уфа, неправомерным, тем самым он ущемляет их конституционные права.
В связи с чем, истцы просят суд признать право собственности по ? доли земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, площадью 300 кв.м., с кадастровым номером №.
В судебном заседании представитель истцов — Рафиков Р. М. - исковые требования поддержал в полном робъеме.
Ответчик — Администрация ГО г. Уфа — извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, причины неявки суду не сообщил.
В силу п. 4 ст. 167 УПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на основании Решения Ленинского районного суда г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельства о государственной регистрации права №, № от ДД.ММ.ГГГГ, Хакимьянов Р.Ф. и Хакимьянова А.Ф. являются собственниками домовладения, находящегося по адресу: <адрес>.
Земельный участок семьей истцов используется с 1949 года, что подтверждается Договором купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ реестровый № и выпиской из Решения исполкома Ленинского района Совета Депутатов трудящихся гор. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с вышеуказанными документами добросовестным пользователем домовладения и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, являлся дедушка истцов Х.Х.Х. (умер в ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ пользователем домовладения и земельного участка по адресу: <адрес> являлся отец истцов Х.Ф.Х. (умер ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно кадастрового паспорта №, площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 300 кв.м.
Ст. 36 ЗК РФ гласит, что для приобретения прав на земельный участок, граждане и юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок, с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти, или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления, принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст. 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка, орган местного самоуправления, на основании заявления гражданина или юридического лица, либо по обращению, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти, на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления, либо обращения, обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц, устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
В установленном законом порядке, заявители обратились в Администрацию ГО г. Уфа, ими было подано заявление о предоставлении в собственность спорного земельного участка с приложением всех необходимых документов.
На свое заявление они получили ответ, которым было отказано в приобретении права собственности на указанный земельный участок, на основании того, что земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
Суд считает данный отказ незаконным, нарушающим права заявителей.
Нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ, закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится; принадлежащий; этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права в случае,
если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Земельного кодекса РФ граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность.
На основании Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009г., № 4-В08-П включенным в Бюллетень № 3 от 25.03.2009 г. «Собственник дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на получение этого земельного участка в собственность», а также: «судам при вынесении решения о предоставлении зарезервированного для государственных или муниципальных нужд земельного участка в собственность граждан, следует руководствоваться нормами ст. 36 Земельного Кодекса РФ».
Согласно Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. № 5-В08-98 указано, что касается сылок на п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, то эта, статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не занятые объектами недвижимости, и допускается отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков, в случае их резервирования для государственных и муниципальных нужд. В том случае если на земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, к таким отношениям сторон следует применять положения ст. 36 Земельного кодекса РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания строения, сооружения.
Согласно п. 8 «Положения о резервирования земель» утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.2008 г.: «Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
На основании п. 5 ст 27 ЗК РФ резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель. В силу ст. 131 п. 1 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
В соответствии со ст. 56 п.6 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно требованию закона Администрация ГО г. Уфа РБ не произвела регистрации ограничения прав на землю, в том числе на спорный земельный участок, в связи с его резервированием.
Согласно п. 9 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.2008 г.: «Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также преращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Однако суду, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не предоставлена какая-либо информация о существовании зарегистрированных прав или ограничений прав на данный земельный участок в Кадастровой палате, либо Управлении Росреестра по РБ, что означает недействительность существования резервации данного земельного участка. Следовательно, данный земельный участок является не зарезервированным.
Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты, следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных Федеральными законами.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования о признании права собственности за Хакимьяновым Р.Ф. и Хакимьяновой А.Ф. по ? доле земельного участка площадью 300 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГКП РФ суд,
РЕШИЛ:
Признать за Хакимьяновой А.Ф. право собственности на ? долю земельного участка площадью 300 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать за Хакимьяновым Р.Ф. право собственности на ? долю земельного участка площадью 300 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.
Судья: С.Р. Зайнуллина. Решение на 29.12.2011 в законную силу не вступило.