Дело № 2-4053/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 декабря 2011 года г.Уфа
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе Председательствующего судьи Зайнуллиной С.Р.
при секретаре Шамсутдиновой А.Р.
с участием истца Юсупбаева М.А., представителя истца Юсупбаева М.А. - Воякина А.В, действующего на основании доверенности №.
представителя ответчика Администрации Ленинского района ГО г. Уфа – Гариповой Э.Р., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
третьего лица Юсупбаева М.А., представителя третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения РБ по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Курбановой А.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Юсупбаева М.А. к Администрации Ленинского района городского округа город Уфа РБ о восстановлении в списке граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании права на получение субсидий для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
Юсупбаев М.А. обратился в суд с заявлением о восстановлении в списке граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании права на получение субсидий для приобретения жилья мотивировав его следующим:
Истец является инвалидом 1-й группы с детства (справка сер. № от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с отсутствием собственного жилья в 1987 году он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается учетной карточкой очередника на получение жилья, в которой он значился в списке очередников под №.
Уже более 24 лет, будучи зарегистрированным и фактически проживающим по адресу <адрес>, нанимателем которой является брат истца Юсупбаев М.А., истец до сих пор остается в положении лица, необеспеченного жильем.
Недавно ему стало известно, что распоряжением главы Администрации Ленинского района ГО г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ № истец был исключен из вышеуказанного списка.
ДД.ММ.ГГГГ истцом было направлено заявление на имя гл. Администрации ГО Ленинского района г.Уфы с просьбой о восстановлении его в списке, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На это обращение из Администрации был получен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следовало, что оснований для восстановления нет, поскольку истец был снят с учета в связи с утратой оснований, дающих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, а именно из за обеспеченности по норме общей и жилой площадью в квартире (площадью 39,40 кв.м., жил. 19,8 кв.м.) на состав семьи из 2-х человек.
Юсупбаев М.А. считает, что снятие Администрации Ленинского района ГО г.Уфа из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий является неправомерным.
В соответствии со ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст.56 настоящего кодекса оснований снятии их с учета.
Ссылка ответчика в качестве основания снятия на обеспеченность по норме на состав семьи из 2-х человек – брата и истца (в связи со снятием с регистрации братом своей супруги) не может быть признана состоятельной, поскольку в данном случае нельзя вести речь обеспеченности жильем в однокомнатной квартире двух лиц, не являющихся супругами. Кроме того, нанимателем указанной квартиры является брат истца, который при наличии своей семьи и в связи с совместным проживанием оказывает ему лишь помощь и осуществляет уход, а истец, имея свой источник дохода, состоящего из пенсии, не может считаться членом его семьи, и поэтому истец считает, что нуждается в отдельном (собственном) жилье.
Согласно положениям ст.17 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24 ноября 1995 г. №181 инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В настоящее время истец, являясь инвалидом 1-й группы, состоит на учете с диагнозом: <данные изъяты>.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 настоящего Федерального Закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам госуд.власти субъектов РФ вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций. Главным распорядителем этих средств в виде субвенций из федерального Фонда компенсаций бюджету РБ определено Министерство труда и социальной защиты населения РБ.
В соответствии с требованиями законов “О ветеранах” и “О социальной защите инвалидов в РФ” постановления Правительства РФ от 15.10.2005 г. №614, правительством РБ от 3 августа 2006г. №222 было утверждено Положение “О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий” в соответствии с которым (п.3.1) предоставление социальных выплат на приобретение жилого помещения гражданам, указанным в разделе 2 настоящего Положения, производится в порядке очередности, установленной правилами, действовавшими на дату постановки на учет указанных граждан.
Согласно п.41 вышеназванного Положения списки формируются Министерством труда и социальных защиты населения РБ на основании соответствующих списков граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении условий, предоставляемых администрациями муниципальных районов и городских округов РБ по форме, установленной указанным министерством.
Из статьи 28.2 ФЗ №181 и этого Положения (п.3.7) следует, что объем средств, предусмотренный в федеральном фонде компенсации бюджетам субъектов РФ по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья 18 кв.м. и средней рыночной стоимости по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
Истец считает свои жилищные права нарушенными в результате неосновательного исключения его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и, принимая во внимание необеспеченность жильем на протяжении более 20 лет с момента постановки на учет, истец вынужден в настоящее время – после получения отказа Администрации Ленинского района г. Уфы в восстановлении в списке – обратиться в суд.
В судебном заседании истец и представитель истца Воякин А.В. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Ленинского района ГО г. Уфа РБ – Гарипова Э.Р. заявленные требования не признала, в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Третье лицо Юсупбаев М.А. иск поддержал.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается,что Юсупбаев М.А. был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий решением Ленинского РИК № 63/1 от ДД.ММ.ГГГГ составом 1 человек.
ДД.ММ.ГГГГ истец распоряжением главы Администрации Ленинского района ГО г. Уфа РБ № «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» был снят с учета.
Указанное распоряжение заявителем не оспаривалось.
На момент принятия на учет истца он проживал по адресу <адрес>, жилой площадью 19,8 кв.м., с составом семьи 3 человека.
В соответствии со ст. 29 действовавшего в то время Жилищного кодекса РСФСР и Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на одного человека приходилось менее 8 кв.м. жилой площади (19,8 / 3 = 6,6 кв.м.), что являлось безусловным основанием для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно справке, выданной ЕРКЦ МУП УЖХ г.Уфы ДД.ММ.ГГГГ член ЖСК Юсупбаев М.А. (третье лицо) полностью погасил ссуду за квартиру в 1985 году.
На день рассмотрения дела квартира в собственность не оформлена.
Истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, с составом семьи 2 человека. Общая площадь квартиры составляет 39,4 кв.м., жилая площадь 19,8 кв.м. Таким образом, на каждого приходится 9,9 кв.м. жилой площади и 19,7 кв.м. общей площади.
Таким образом, обеспеченность общей и жилой площадью на одного человека соответствует норме.
В ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п.п. 1,3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие ЖК РФ. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом произведенных в данном абзаце положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ введении в действие ЖК РФ.
В связи с утратой оснований, дающих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма истец был снят с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях.
Из пояснений истца, третьего лица Юсупбаева М.А. следует то, что расходы на содержание жилого помещения они несут вместе, у кого есть возможность оплатить коммунальные услуги тот и оплачивает, при этом разделения нет.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты им оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Требования истца в части признания за ним права на выплату субсидии на приобретение жилья следует отказать, т.к. с подобным заявлением он непосредственно к ответчику не обращался, спорных правоотношений между сторонами не возникло.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Юсупбаева М.А. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Юсупбаева М.А. к Администрации Ленинского района городского округа город Уфа РБ о восстановлении в списке граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании права на получение субсидии для приобретения жилья – отказать за необоснованностью.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд города Уфы.
Судья: С.Р. Зайнуллина. Решение на 29.12.2011 в законную силу не вступило.