Дело № 2-5059/2011 по иску Ахметзяновой Раисы Мухаметовны к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на земельный участок,



Дело №2-5059/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2011 г. г. Уфа -Ленинский районный суд г. Уфы в составе: Председательствующего судьи Зайнуллиной С.Р., при секретаре Шамсутдиновой А.Р., с участием представителя истца Ганиевой А.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело поЛенинский районный суд г. Уфы в составе:

Председательствующего судьи Зайнуллиной С.Р.,

при секретаре Шамсутдиновой А.Р.,

с участием представителя истца Ганиевой А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметзяновой Р. М. к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Ахметзянова Р.М. обратилась в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа о расторжении договора аренды и признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Ганиева А.Р., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования.

Представитель Администрации ГО г. Уфы не явился, в деле имеется уведомление о надлежащем извещении, с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствии не обращался, об уважительности не явки не сообщал, доказательств либо возражении относительно предмета спора не предоставил.

В силу ч.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствии ответчика, извещенного о месте и времени судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы гражданского дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.

Как установлено по делу, Ахметзянова Р.М., является собственником жилого дома общей площадью кв.м. под литерами В, в, в1 расположенного по адресу <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением главы Администрации ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен земельный участок, площадью кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов, по адресу <адрес> аренду на лет для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.

В ДД.ММ.ГГГГ. с Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО <адрес> РБ, в лице заместителя председателя Комитета Лазаренко М.А., истица заключила договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ сроком на лет.

Фактическое пользование земельным участком, расположенным по адресу <адрес> происходит с ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается справкой из БТИ от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из решения исполнительного комитета Ленинского районного совета депутатов трудящихся города Уфы от ДД.ММ.ГГГГ.

В ДД.ММ.ГГГГ году истица обратилась в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу <адрес> собственность бесплатно или путем выкупа, на что ей сообщили, что приобретение права собственности на земельный участок не представляется возможным. Так как часть земельного участка по адресу <адрес> расположена в границах красных линий.

Согласно акту согласования границ землевладений – претензий со стороны собственников соседних домовладений не имеется.

Согласно ч.4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ», граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п. 9.1. ст. 3 ФЗ «О введении в действии Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок может предоставляться в частную собственность.

Согласно п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в п.5 ст.36 ЗК РФ заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п. 1 ст.20 ЗК РФ па праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч.1 ст.36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст.36 Конституции РФ). Таким федеральным законом, регламентирующим в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ, граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №25-П от 03.11.1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положении статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).

Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 г. №187-0. из п.6 ст.36 ЗК РФ вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст.29 ЗК РФ, подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.

Пунктом «а» части 1 статьи 3 Федерального закона от 10 мая 2007 года N 69 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» внесены изменения в Земельный кодекс РФ, согласно которым установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, и том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, относится к полномочиям Российской Федерации (ст. 9 Земельного кодекса РФ). Согласно части 4 статьи 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.

Каких-либо документов, подтверждающих возникшие обстоятельства, послужившие основанием для резервирования земли, а также доказательства того, что спорный участок находится в зоне резервирования, ответчиками представлено не было.

Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанными с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. №137 —ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Между истцом и Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан был заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, который в соответствии со ст. 620 ГК РФ, может быть расторгнут на основании п. 2 ст. 450 ГК РФ.

Согласно ст. 451 ГК РФ: договор может быть расторгнут при существенном изменении обстоятельств.

Согласно вышеуказанным нормам, а также ст. 20, 36 ЗК РФ, у истца есть право приобрести и зарегистрировать на указанный земельный участок право собственности, то есть приватизировать его, что не было известно истцу при заключении договора аренды земельного участка.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Расторгнуть договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО <адрес> РБ, в лице заместителя председателя Комитета Лазаренко М.А. и Ахметзяновой Р.М.

Признать за Ахметзяновой Р. М. право собственности на земельный участок, площадью кв.м. с кадастровым номером расположенный по адресу <адрес>.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней.

Решение не вступило в законную силу 17.01.2012 г.