2-105/12 - Андреев Е.А., Нафикова Г.Т. к Администрации городского округа г. Уфа, Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка - решение



№ 2-105/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2012 года город Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хасановой Г.Р.,

при секретаре Гизатуллиной Г.М.,

с участием истцов Андреева Е.А. и Нафиковой Г.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева Е.А. и Нафиковой Г.Т. к Администрации городского округа г.Уфа, Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка,

    

УСТАНОВИЛ:

Андреев Е.А. и Нафикова Г.Т. обратились в суд с иском к Администрации городского округа г.Уфа, Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа о признании отказа Администрации городского округа г. Уфа РБ в предоставлении в собственность за плату земельного участка незаконным и о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером , расположенного в <адрес>, указывая, что на их обращение ответом Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в предоставлении земельного участка в собственность на праве выкупа по причине того, что решением Совета городского округа г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность. Считают, что данный отказ нарушает их законные права на приобретение земельного участка в собственность в порядке выкупа.

В судебном заседании истцы Андреев Е.А. и Нафикова Г.Т. исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

Представитель Администрации городского округа город Уфа и Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа в суд не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом извещены, согласно имеющихся в материалах дела уведомлениях.

В своем отзыве на исковое заявление представитель Администрации городского округа город Уфа по доверенности Каримова Р.Ф. указала, что согласно решению Совета городского округа г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность, в иске просит отказать, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации городского округа город Уфа.

Выслушав истцов, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истцам принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/2 доли жилой дом общей площадью <данные изъяты>. с нежилыми надворными хозяйственными постройками и сооружениями, находящимися по адресу: <адрес>, расположенными на земельном участке площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером , что подтверждается свидетельствами о праве собственности серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Материалами дела подтверждено, что земельный участок общей площадью <данные изъяты>., на котором расположены принадлежащие истцам домовладения, прошел государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер , по категории относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.

03.10.2011 года истцы обратились с заявлением на имя главы Администрации городского округа г. Уфа о предоставлении в собственность за плату согласно ст. 36 ЗК РФ вышеупомянутого земельного участка. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г.Уфа по поручению Администрации городского округа г. Уфа истцам было отказано в предоставлении в собственность земельного участка по причине того, что согласно решению Совета городского округа г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.

Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной и государственной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных, которые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Согласно ч. 1,2 ст. 28 Земельного кодекса РФ - земельные участки из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ - граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают право на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом и федеральными законами (в ред. Федерального закона от 03.10.2004 г. № 123- ФЗ).

Аналогичные права закреплены за собственником объекта недвижимого имущества также в ст. 3 ст. 28 Федерального Закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которого собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками, расположенных на участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства, муниципального образования указанные земельные участки.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ответчики не предоставили суду доказательства невозможности предоставления спорного земельного участка путем выкупа в связи с резервированием его для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность и как следствие ограничения данного земельного участка в обороте на основе нормативных правовых актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о резервировании, а также в связи с изъятием из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 Земельного кодекса РФ и п. 8 ст. 28 Закона РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества с ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом.

Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ - резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель. В силу ст. 131 п. 1 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.

Согласно ст. 56 п. 6 Земельного кодекса РФ - ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество с сделок с ним». Согласно требованию закона Администрация городского округа г. Уфа РБ не произвела регистрации ограничения прав на землю, в том числе на спорный земельный участок, в связи с его резервированием.

В определению судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.09.2008 г. № 5-В08-98 указано, что касается ссылок на п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, то эта статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не занятые объектами недвижимости, и допускается отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных и муниципальных нужд. В том случае, если на земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, к таким отношениям сторон следует применять положения ст. 36 Земельного кодекса РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

Статья 24 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что проект генерального плана подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством РФ, опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения, заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, протоколы публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана. После его утверждения он подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликовании муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.

Суду ответчиками не представлены доказательства соблюдения процедуры подготовки и утверждения генерального плана городского округа и также доказательства изъятия спорного земельного участка из оборота.

Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ, пунктом 3 статьи 552 Гражданского кодекса РФ - при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования частью земельного участка, занятой этой недвижимостью и необходимой для ее использования.

При указанных обстоятельствах суд находит иск подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Андреева Е.А, и Нафиковой Г.Т. к Администрации городского округа г.Уфа, Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации городского округа г. Уфа РБ в предоставлении истцам в собственность за плату земельного участка площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, выраженный письмом Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ за от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию городского округа г. Уфа РБ заключить с Андреевым Е.А. и Нафиковой Г.Т. договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты>., кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Уфы в течение месяца.

    

Председательствующий:                         Г.Р. Хасанова

Решение суда не вступило в законную силу.