Дело № 2-4728/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2011 г. г. Уфа
Судья Ленинского районного суда г. Уфы РБ Легковой В.В.,
с участием представителя истца Медведева А.И. – Федюнина А.А. доверенность в деле,
при секретаре Максуровой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Медведева А.И. к Администрации городского округа г. Уфа о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Медведев А. И. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации ГО г. Уфа об обязании Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан заключить с Медведевым А.И. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 793 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Витебская 4. путем подготовки проекта договора купли-продажи и направления его Медведеву А.И. для подписания в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.
Свои исковые требования, мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ по договору дарения он приобрел в собственность: индивидуальный жилой дом, 1- этажный, общая площадь 21,50 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление в Администрацию городского округа г. Уфа, о выкупе, заключении договора купли-продажи данного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского округа г. Уфа ему отказало в выкупе вышеуказанного участка, так как данный земельный участок расположен в границах территории зарезервированной для муниципальных нужд. Считает данный отказ незаконным.
В судебном заседании представитель истца Медведева А.И. – Федюнин А.А. исковое заявление поддержал в полном объеме и в обоснование привел доводы, изложенные в нем.
Представитель ответчика – Администрации ГО г. Уфа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, имеется уведомление о надлежащем извещении. Также ответчик был извещен путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Ленинского районного суда г. Уфы (http://leninsky.bkr.sudrf.ru), однако ответчик в суд не явился, причину неявки суду не сообщил, доказательств, либо возражений относительно предмета спора не предоставил. Суд считает причину неявки представителя ответчика неуважительной, т.к. ответчиком является юридическое лицо со штатом сотрудников, которое могло бы явиться в суд и защитить свои интересы. Согласно ст. 167 ГПК РФ суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии ответчика.
Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы настоящего гражданского дела, представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно п.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (Постановление от 3 ноября 1998 года № 25-П, Определение от 12 мая 2005 г. № 187-О).
Как установлено Земельным кодексом РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 1 и 2 ст. 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п. 12 ст.85).
Из п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Как следует из п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ произвольный отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по договору дарения он приобрел в собственность: индивидуальный жилой дом, 1- этажный, общая площадь 21,50 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
Данный жилой дом расположен на земельном участке площадью 793 кв.м. с кадастровым номером № (л.д.7).
Истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении спорного земельного участка о выкупе, заключении договора купли-продажи данного земельного участка.
Однако Администрация ГО г. Уфа Управление по земельным ресурсам своим письмом № от ДД.ММ.ГГГГ г. отказала истцу в предоставлении в собственность земельного участка на том основании, что согласно решения Совета городского округа город Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ г. «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа РБ для муниципальных нужд», данный земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд предоставления его в собственность, не предоставляется возможным (л.д.9).
Суд считает данный отказ в предоставлении истцу земельного участка в собственность незаконным по следующим основаниям.
Согласно Постановления Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ г.: «в силу ч.4 ст. 28 ЗК РФ отказ в предоставлении в собственность земельных участков, ограниченных в обороте, не допускается, если федеральным законодательством такое предоставление разрешено».
В данном случае запрет на предоставление земельного участка в собственность, а также Решение о резервировании данного земельного участка, установлено решением муниципального органа – Совета городского округа г. Уфа.
Согласно п. 8 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.2008 г.: «Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с п. 9 «Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства № 561 от 22.07.08г.: «Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суду не предоставлена какая-либо информация о существовании зарегистрированных прав или ограничений прав на данный земельный участок в Кадастровой палате, либо Управлении Росреестра по РБ, что означает недействительность существования резервации данного земельного участка. Следовательно, данный земельный участок является не зарезервированным.
Администрация ГО г. Уфы основывает свой отказ на п.4 ст. 28 ЗК РФ, который допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных или муниципальных нужд.
Что касается ссылок на п. 4 ст. 28 ЗК РФ, то эта статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятые объектами недвижимости, то есть свободные от прав граждан и юридических лиц.
О том же говорит и п.2 ст. 16 Закон РБ от 05.01.2004 г. N 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан».
Это означает, что резервация земель для государственных нужд может быть осуществлена лишь на свободные от застройки земельные участки. В данном же случае, истица на спорном земельном участке имеет домовладение, принадлежащее ей на праве собственности.
Согласно п.5 ч.1 ст.1 ЗК РФ, одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, что характерно в ситуации с моим земельным участком.
Согласно ст.271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка (статьи 268 - 270 ГК РФ), на котором расположено это недвижимое имущество.
Согласно п. 2 ст. 268 ГК РФ право постоянного пользования земельным участком может быть также приобретено собственником здания, сооружения и иного недвижимого имущества в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 271 ГК РФ.
Нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений указанного права в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
В соответствии с п.5 ст. 20 Земельного кодекса РФ, граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования имеют право приобрести их в собственность.
Кроме того, в соответствии с Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2008 г. № 4-В08-11, включенным в Бюллетень № 3 от 25.03.2009 г. собственник дома, расположенного на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет право на получение этого земельного участка в собственность», а также: «судам при вынесении решения о предоставлении зарезервированного для государственных или муниципальных нужд земельного участка в собственность граждан, следует руководствоваться нормами ст. 36 Земельного Кодекса РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Медведева А.И. удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан заключить с Медведевым А.И. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 793 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> путем подготовки проекта договора купли-продажи и направления его Медведеву А.И. для подписания в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.
Судья: В.В. Легковой
Решение не вступило в законную силу на 10.01.12